Закон «Выйди вон»

Решение

Губернатор Петербурга Александр Беглов 13 сентября попросил парламент заморозить законопроект «О комплексном развитии территорий», которое в народе, по аналогии с московской программой, называют реновацией. В сегодняшней сложной политической обстановке, когда даже за одиночный пикет вы будете гарантированно задержаны, этот документ сумел вывести людей на улицы. BG рассказывает, что возмутило горожан и как власти смогли объяснить отступление, что для них крайне непривычно и болезненно.

Жители расселяемых домов указывают, что в нынешнем виде закон нарушает их конституционные права, в частности, право на жилище и возможность защищать свою частную собственность

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В чем проблема

Ни в чем, если вы не живете в панельной многоэтажке 1957–1970-х годов постройки — так называемой хрущевке. Для тех же, кто в них живет, закон означает труднопреодолимое выселение из дома в любую точку города. Чтобы избежать расселения дома, если он попал в программу реновации, у жильцов есть 90 дней, за которые они должны провести собрание собственников, где не менее двух третей голосов будут отданы за исключение из программы. В противном случае, если голосов будет меньше или не удастся собрать людей, жильцов будут выселять, а дом — сносить.

Переселение будет производиться в пределах города, но дальнейшее проживание в том же районе, а тем более в муниципальном образовании власти не гарантируют. Также не обещают они квартиру той же площади, что была у собственника ранее, то есть могут дать квартиру меньше. Для тех, кто хочет самостоятельно выбирать жилье, город предлагает компенсацию, но по кадастровой стоимости жилья. Таким образом, становится неважно, насколько дорогой в хрущевке был ремонт и как выгодно можно было бы ее продать — в учет стоимости пойдут лишь площадь и район.

«Не согласны» заодно

Обсуждение губернаторского проекта закона во втором чтении проходило 29 июня. К документу ряд поправок внесла каждая фракция. Например, КПРФ, «Яблоко» и «Новые люди» почти одновременно просили гарантировать переселение в пределах района, ЛДПР — даже в пределах муниципалитета. «Справедливая Россия» и коммунисты настаивали на расчете величины компенсации по рыночной стоимости жилья, а не по кадастровой. Все эти волны замечаний разбивались об имеющую в парламенте большинство «Единую Россию», члены которой после неизменного «не поддерживаем» из уст представителя губернатора Константина Сухенко, голосовали против любой поправки. Вице-спикер парламента и руководитель фракции «Справедливая Россия» Марина Шишкина заявила, что «реновация — не депортация», но услышана не была.

Единственную поблажку для горожан приняли в части срока, необходимого для проведения собрания по выходу из программы. Его увеличили с 60 до 90 дней. В тот же день, 29 июня, парламент Петербурга проголосовал за принятие закона «О комплексном развитии территорий» в третьем, окончательном чтении. После чего его подписал губернатор Александр Беглов. Параллельно партия «Яблоко» внесла в ЗакС свой вариант закона «О КРТ», который, впрочем, включает в себя уже отклоненные поправки.

Реакционная политика

Через некоторое время после принятия закона жители нескольких районов, особенно тех, где хрущевки — основной вид жилых построек, начали собираться во дворах и вызывать на разговоры своих муниципальных депутатов.

Однако в основной массе муниципалы-единороссы не могли пойти против однопартийцев в ЗакСе и убеждали горожан, что те недопоняли смысл законопроекта и все делается во благо. Для того чтобы повторить это вновь, они прибегали к помощи старших товарищей из ЗакСа. Так, например, в МО «Финляндский округ» прибыла депутат-единоросс Вера Сергеева, которая рассказала недовольным жителям, что сама живет в хрущевке и выступает за реновацию, что называется, обеими руками.

Ничего менять не хотят и чиновники. Например, «строительный» вице-губернатор Николай Линченко решил провести стрим, где горожане смогут задать волнующие их вопросы. Однако стрим получился скорее как программа «Вечер с Владимиром Соловьевым», так как неудобные вопросы из чата игнорировались и прозвучали лишь те, на которые господин Линченко мог уверенно отвечать. Сборища горожан он назвал инспирированными недобросовестными политическими силами «перед выборами». О каких выборах говорил Николай Линченко, не очень ясно, так как выборы в ЗакС уже прошли, а выборы муниципальных депутатов и губернатора предстоят лишь в 2024 году. Кроме того, в интервью изданию «Фонтанка» господин Линченко умудрился заявить, что компенсация за жилье по кадастровой стоимости — фейк. При этом в законе прописано ровно это.

Не отставал от своего заместителя и губернатор Александр Беглов, который в эфире канала «78» 25 августа сказал, что закон «О КРТ» еще не принят. При этом не далее, чем два месяца назад, он собственноручно подписал этот закон.

Имитация парламентского обсуждения

Когда администрация и депутаты осознали градус общественного негодования, они решили обсудить уже принятый закон с тем самым обществом. Придуман штаб при ЗакСе, куда должны войти общественники, чиновники, депутаты и жители хрущевок. Для этого на сайте ЗакСа сделали голосование, к которому оказалось не меньше вопросов, чем к любым другим выборам. Голосовать там можно сколько угодно и за любое количество кандидатов, единственное — не чаще чем раз в 30 минут с одного IP-адреса. Также требуется ввести номер телефона, но использовать можно любой. СМС-подтверждение отсутствует.

Голосование завершилось 15 сентября. 19-го числа парламент подвел итоги, согласно которым в совет вошли известные районные активисты. Например, от Невского района — мундеп Федор Грудин. Господин Грудин считает, что можно говорить о честности голосования, так как с ним прошли все единомышленники, которых поддерживали жители, выступающие против реновации. Однако петербуржцы, которых не устраивают переговоры об изменениях в уже принятый закон, решили судиться с властями.

Политика хрущевок

Сейчас в городском суде Петербурга находятся два иска от двух инициативных групп горожан, которые требуют признать незаконным планируемое «развитие территорий». Предварительное заседание по первому иску состоится уже 21 сентября.

Заявители считают, что закон нарушает конституционные права жильцов домов, попадающих в программу реновации. В частности, он лишает их возможности защищать частную собственность (ст. 35), лишает равенства прав и свобод независимо от имущественного положения (ч. 2 ст. 19), а также нарушает право на жилище и недопустимость его произвольного лишения (ст. 40). Кроме того, по мнению истцов, закон противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ, так как ухудшает жилищное положение людей, а также Устава Петербурга, потому что ограничивает права жителей города на участие в обсуждении законопроекта. На момент назначения заседания в иске были указаны 25 соистцов, но они приглашают и других согласных с их позицией горожан присоединиться к судебным тяжбам.

Юристы, правда, считают, что это разбирательство следует относить к политическим. А при действующей политической обстановке в таких вопросах сильнее телефонное право, нежели жилищное, конституционное, да и любое другое.

Заступник из Москвы

В конце августа в Петербург приехал руководитель Следственного комитета РФ (СКР) Александр Бастрыкин. Он заинтересовался сносом исторических зданий и медленным расследованием уголовных дел в отношении городского КГИОП (комитет государственного контроля и охраны памятников). Он провел несколько встреч, в первую очередь с подчиненными, и ему открылась тема реновации.

В августе господин Бастрыкин поручил своим следователям в Петербурге изучить жалобы горожан, которые массово поступали ему в аппарат. 6 сентября руководитель ГСУ СК по Петербургу Павел Камчатный провел прием граждан по вопросам реновации, сообщила пресс-служба ведомства. «По результатам приема принято решение об обращении в органы прокуратуры и исполнительной власти города с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в указанный закон, с учетом мнения граждан, для дополнительных гарантий соблюдения прав собственников квартир и проживающих в них лиц»,— говорится в релизе.

Жест доброй воли

Совокупность всех вышеперечисленных факторов привела к тому, что 13 сентября губернатор Петербурга Александра Беглов обратился к парламенту с предложением заморозить положения закона до 2024 года. Он, оказалось, понял, что сперва нужно хотя бы провести изменения в Генплан города. «Убежден, что до вступления в силу изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга подготовка изменений Правил, направленных на реализацию комплексного развития территории жилой застройки, является преждевременной»,— сказал он. Градоначальника сразу поддержал руководитель парламента Александр Бельский, который заявил, что закон вообще был рамочным. «Затягивать подготовительную работу дальше было невозможно. Именно поэтому для начала был принят рамочный закон. Для запуска процесса реновации нужен был импульс – и сегодня уже видно, что движение началось»,— сообщил спикер, отметив, что решение о приостановке работы закона было обоснованным и своевременным.

Кандидату в общественный штаб, главе МО № 72 Павлу Швецу этот жест доброй воли видится декоративным, так как фактически реализацию закона о реновации до 2024 года было невозможно начать и без заморозки. «Приостановка закона о КРТ до 1 января 2024 года — фикция. Его и так невозможно было исполнять до 2024 года. Помните, Николай Линченко говорил, что сначала надо принять подзаконные акты, летом утвердить поправки в ПЗЗ (Правила землепользования и застройки.— BG), где определить кварталы под КРТ. Это значит, что весь 2023 год и так уйдет на подготовку и утверждение нового ПЗЗ и подзаконных актов. А КРТ и планировалось начать в виде эксперимента, как сказал губернатор, с одного квартала. То есть начать никак не раньше 2024 года»,— резюмировал господин Швец в своем telegram-канале.

Олег Дилимбетов

Вся лента