Boeing выплатит $200 млн из-за утверждений о безопасности 737 MAX

Комиссия по ценным бумагам США (SEC) заявила, что корпорация Boeing вводила инвесторов в заблуждение по поводу безопасности своего лайнера 737 MAX. Как отмечает SEC, компания продолжала делать ложные заявления даже после двух авиакатастроф с участием 737 MAX. Boeing обязали выплатить $200 млн для урегулирования претензий, компания согласилась.

По данным SEC, уже после первого крушения Boeing и ее тогдашний гендиректор Деннис Мюленбург знали, что из-за установленной на 737 MAX системы коррекции маневрирования (MCAS) возникают «проблемы с безопасностью самолетов». Однако в корпорации уверяли общественность, что лайнер «так же безопасен, как и любой другой самолет, который когда-либо летал в небе». После второго крушения Boeing и господин Мюленбург утверждали, что в процессе сертификации MCAS не было никаких «пробелов», хотя им было прекрасно известно, что это не так.

SEC уточняет, что через месяц после крушения в октябре 2018 года самолета 737 MAX в Индонезии Boeing выпустил пресс-релиз, отредактированный и одобренный Деннисом Мюленбургом. В документе «выборочно освещались факты» из официального отчета индонезийского правительства, которое предположило, что причиной крушения стали ошибка пилота и плохое техническое обслуживание самолета. В пресс-релизе Boeing также «были даны заверения в безопасности самолета», однако компания не раскрыла результаты внутренней проверки безопасности, показавшей проблемы в работе MCAS. К тому времени Boeing уже начал перепроектировать систему, однако не рассказал об этом.

Почти через шесть недель после крушения в марте 2019 года еще одного 737 MAX и последовавшего за этим запрета на полеты всех этих лайнеров господин Мюленбург публично отрицал проблемы с сертификацией самолетов. SEC отмечает, что ему была известна информация, «ставящая под сомнение некоторые аспекты процесса сертификации» MCAS. Однако он говорил аналитикам и журналистам, что «не было ничего, что ускользнуло бы (от внимания.— "Ъ") в процессе сертификации» и Boeing якобы все перепроверил и подтвердил, что «точно следовал всем тем шагам в процессе проектирования и сертификации, которые позволяют выпускать безопасные самолеты».

«Boeing и Muilenburg поставили прибыль выше (интересов.— "Ъ") людей, введя инвесторов в заблуждение относительно безопасности 737 MAX, чтобы реабилитировать имидж Boeing после двух трагических происшествий, которые привели к гибели 346 человек и неисчислимому горю для многих семей»,— сказал директор отдела правоприменения SEC Гурбир Грюэл. Он подчеркнул, что публичные компании и их руководители «должны предоставлять точную и полную информацию инвесторам вне зависимости от обстоятельств», иначе их привлекут к ответственности.

SEC сочла, что Boeing и Деннис Мюленбург нарушили федеральное законодательство по борьбе с мошенничеством. Обвиняемые «не признали и не опровергли» выводы комиссии, но согласились выплатить штрафы на сумму $200 млн и $1 млн соответственно. Деньги перечислят в фонд, который создадут «в интересах пострадавших инвесторов».

Эксплуатация Boeing 737 MAX была приостановлена в 2019 году. В ходе расследования выявили нарушения при создании самолета, а также обнаружили негативные отзывы о нем со стороны самих сотрудников корпорации во время его разработки. Эксплуатацию 737 MAX возобновили в декабре 2020 года. В октябре 2021-го было предъявлено первое уголовное обвинение в связи с двумя крушениями 737 MAX. Boeing сумел избежать уголовного преследования, заключив соглашение c министерством юстиции, в рамках которого концерн согласился выплатить $2,5 млрд штрафа и компенсаций. В мае 2022-го родственники погибших при крушениях объявили, что хотят добиться отмены соглашения.

Лаура Кеффер

Вся лента