Напитки повышают крепость

Продажи алкоголя в Удмуртии в первом полугодии выросли на 4%

В Удмуртии растет потребление крепкого алкоголя. По итогам первого полугодия его продажи в республике выросли на 4%, говорится в отчетах Росалкогольрегулирования. По России динамика выше — 8%. Одновременно снижаются продажи пива и пивных напитков. Эксперты говорят, что принятые ранее ограничения на торговлю спиртным в определенное время и дни практически не повлияли на его продажи и должны были в первую очередь повысить культуру потребления. Власти сейчас разрабатывают инициативы по повышению штрафов за незаконную торговлю спиртным и легализации рынка.

Фото: Андрей Бресонов, Коммерсантъ

По данным Удмуртстата, в первом полугодии 2022 года в республике было продано 1,2 млн дкл алкогольной продукции и 4,2 млн дкл пива и пивных напитков. Для сравнения, в прошлом году за этот же период реализовали 1,18 млн дкл алкогольной продукции и 4,5 млн дкл пива и пивных напитков. От общего объема оборота розничной торговли алкоголь, по итогам первой половины 2022 года занимает 7,4%, тогда как за сравнимый период 2021 года это было 8,9%. Жители республики потратили на приобретения спиртного 10,9 млн руб., что на 1,1% больше показателей первого полугодия 2021 года.

Рост потребления наблюдается именно по крепкому алкоголю. Так, по данным Росалкогольрегулирования, в первом полугодии 2022 года в Удмуртии приобрели 776,2 тыс. дкл крепкого алкоголя, что на 4% больше показателей того же периода 2021 года. Тенденция роста сохраняется по крайней мере последние годы. Небольшое снижение было в первом полугодии 2021 года на 1% после роста на 2% в 2020-м.

В целом по стране в первом полугодии потребление крепкого алкоголя увеличилось на 8% до 54,9 млн дкл.

В Удмуртии законодательно установлен запрет на торговлю алкоголем в определенные дни — во время проведения Последних звонков в школах в мае, в День защиты детей 1 июня, День знаний 1 сентября и День трезвости 11 сентября. 1 сентября в республике выявили 39 правонарушений в сфере незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, действуют ограничения на продажу алкоголя в любой день с 22:00 до 10:00.

Председатель постоянной комиссии по АПК госсовета Удмуртии шестого созыва Владимир Варламов говорит, что статистика по потреблению алкоголя «плавающая» и зависит в том числе от погодных условий. Поздний старт лета в этом году с холодным июнем мог повлиять на снижение потребления пива. Увеличение продаж крепкого алкоголя может быть связано с эффектом от принимаемых в регионе усилий по легализации рынка. С другой стороны, фактическое снижение продаж пива и пивных напитков может тоже быть вызвано развитием так называемых наливаек, в которые не исключено поступление нелегальной продукции.

«Розничная торговля и реальное потребление населением — это не одно и то же. Не думаю, что потребление растет. Принятые в последние годы ограничения по продаже спиртного призваны в первую очередь дисциплинировать людей, повышать культуру потребления, чтобы, по крайней мере, в конкретные дни пьяных было меньше. В целом на объем продаж алкоголя эти ограничения не сильно влияют»,— говорит господин Варламов.

По его словам, госсовет планирует в очередной раз выйти с законодательной инициативой в Госдуму по увеличению штрафов за нелегальную продажу спиртосодержащей продукции. Сейчас потеря 10 тыс. руб. владельцев ларьков, торгующих «фунфыриками» не пугает. Госсовет с подачи главы Удмуртии Александра Бречалова предлагает ужесточить штрафы. Также рассматривается возможность увеличить время продажи алкоголя — разрешить торговлю с 8:00 до 23:00 вместо с 10:00 до 22:00. Это, по мнению господина Варламова, также приведет к легализации рынка.

Директор консалтингового агентства Центр бизнес-аналитики Михаил Алексеев связывает рост потребления крепкого алкоголя с кризисными явлениями в экономике страны. «У нас исторически так сложилось, что увеличиваются продажи в такие времена, тут скорее некий психологический момент. Эти тенденции хорошо чувствует бизнес, именно поэтому мы видим активное развитие магазинов с разливными напитками»,— говорит эксперт.

По его словам, в структуре потребления по крупным торговым сетям 75% в продажах занимают дешевый алкоголь и ниже среднего, импортный составляет порядка 2%.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отмечает, что для алкогольной промышленности и алкоритейла весьма важен фактор сезонности. Уровень потребления пива в зимний период сокращается в разы, в то время как в летний период неизменно уменьшаются продажи крепкого алкоголя. «Прямо сейчас мы наблюдаем смену сезона и переход спроса с пивной продукции на крепленые напитки. Разумеется, календарные праздники имеют важнейшее значение для прогнозирования спроса на алкоголь. Традиционно продажи взлетают перед новогодними и майскими праздниками. Производители и продавцы алкоголя закладывают сезонный фактор в свои расчеты и никаких особенных неожиданностей, как правило, здесь не происходит»,— говорит эксперт.

Михаил Красильников

Вся лента