Деньги подземелья

«Казметрострой» ждет от IKEA обещанные 1 млрд рублей

В Казани не могут получить от IKEA 1 млрд руб., которые компания намеревалась предоставить на строительство метрополитена в городе. Соглашение об участии ритейлера в финансировании подземки было заключено в 2018 году. В «Казметрострое» говорят, что в ответ на обещания инвестора изменили схему второй ветки и одну из станций «посадили» рядом с торговым центром «Мега». Сейчас представители IKEA «не идут на контакт», утверждают в «Казметрострое». Между тем станцию возле «Меги» планируют ввести в августе 2027 года.

Фото: пресс-служба Госсовета Татарстана

АО «Казметрострой» не может добиться от IKEA денег, обещанных на строительство станции «Тулпар» («Улица Академика Сахарова») казанского метрополитена. Об этом вчера в ходе совместного выездного заседания комитета Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию и экспертного совета при комитете заявил гендиректор компании Марат Рахимов. По его словам, строительство новой станции метро было согласовано с IKEA. «Станция посажена была по совместной договоренности с компанией IKEA. Первоначально схема посадки станции была другая»,— отметил он. «Был договор об инвестициях в миллиард рублей, но я не знаю, на какой стадии он сейчас. Хозяин IKEA, который подписывал (Ингвар Кампрад.— „Ъ“), умер (в 2018 году.— „Ъ“). Теперь эти ребята не идут на контакт»,— пояснил господин Рахимов. По его словам, «протокол о намерениях совместного финансирования» остался «только на бумаге».

Казанский метрополитен был введен в эксплуатацию в августе 2005 года с открытия участка «Кремлевская» — «Горки». Сейчас в нем одна ветка протяженностью 16,8 км, состоящая из 11 станций — «Авиастроительная», «Северный вокзал», «Яшьлек», «Козья слобода», «Кремлевская», «Площадь Г. Тукая», «Суконная слобода», «Аметьево», «Горки», «Проспект Победы» и «Дубравная». Последняя была запущена августе 2018 года. В этом же году приступили к строительству первого участка второй линии от станции «100-летие ТАССР» до «Тулпар».

По данным гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Айдара Абдулхакова, в казанском метро курсируют 15 поездов: пять составов производства «Вагонмаш», введенные в эксплуатацию в 2005 году, девять — «Русич» 2011–2015 годов и один состав «Москва», появившийся в 2020 году. По данным предприятия на июнь, пассажиропоток казанского метрополитена за год вырос на 11% — до 113,5 тыс. пассажиров. Годом ранее в городском метро перевезли 102,1 тыс. человек, в 2020-м из-за пандемии коронавируса — 41 тыс.

В 2014 году сообщалось, что IKEA заявила о готовности вложить 1 млрд руб. в строительство станции возле ТЦ «Мега», в котором располагался магазин компании.

В 2020 году директор Главного инвестиционно-строительного управления Татарстана Марат Айзатуллин подтвердил, что между IKEA и республикой подписано соглашение об инвестиции компании в строительство станции метро «Сахарова». Планировалось, что от нее будет отдельный переход в магазин IKEA. После начала спецоперации на Украине группа компаний Inter IKEA объявила о приостановке бизнеса в России, а в середине июня — об окончательном уходе с рынка РФ, продаже четырех заводов и увольнении сотрудников.

Вчера господин Рахимов сказал, что строительство первых четырех станций второй ветки метрополитена, в том числе «Тулпар» возле «Меги», планируют завершить в августе 2027 года. Также на первом пусковом участке протяженностью 5,7 км будут станции «Зилант» («Ломжинская»), «100-летие ТАССР» и «Академическая». Проектная пропускная способность составляет 30 пар поездов в час.

В перспективе планируется, что вторая ветка охватит не только Приволжский и Советский районы Казани, но и зайдет в Кировский, Ново-Савиновский, Московский районы. В итоге она будет состоять из 12 станций, конечной станет «Восстание».


Об обязательствах IKEA вспомнили в том числе в связи с удорожанием строительства. К настоящему времени, по словам господина Рахимова, стоимость возведения первых 5,7 км ветки с четырьмя станциями достигла 60 млрд руб. В 2020 году она оценивалась в 40 млрд руб., из которых 11% — расходы на подготовку территории и 3% — на авторский надзор и экспертизу, остальные 86% — на основное строительство. В этом году на возведение подземных перегонов выделили 5 млрд руб., в следующем году застройщик планирует получить еще 11 млрд руб.

По словам гендиректора «Казметростроя», сейчас на ветке идут монолитные работы и до обустройства тоннелей еще не дошли: сроки будут зависеть от финансирования. «Это большой, трудоемкий, а самое главное, дорогостоящий объем работы»,— отметил господин Рахимов. Также он сказал про «огромную нехватку специалистов»: на стройке задействованы 600 человек, дополнительно требуются 200–300 работников.

При этом господин Рахимов заверил, что работы «идут в соответствии с графиком».

В пресс-службе IKEA в России вчера не смогли оперативно ответить на запрос „Ъ“ и прокомментировать заявление главы «Казметростроя».

Полина Бердникова

Вся лента