Автошколы притормозили с выпускниками

Почему образовательные учреждения для водителей теряют рентабельность

Больше половины российских автошкол может закрыться к концу 2022 года из-за санкций. Как рассказали “Ъ FM” в Национальном союзе ассоциаций автошкол, отрасль, еще не пережившая последствия пандемии, оказалась в непростом положении из-за ограничений. Образовательные центры, число которых за последние десять лет и так сократилось вдвое, теряют рентабельность.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Школам все труднее обновлять и обслуживать свои автопарки из-за выросших цен и на сами машины, и на детали. Да и желающих учиться сейчас не так много, говорит президент ассоциации Елена Зайцева: «Есть довольно прямая корреляция: чем больше продаются автомобили, тем больше людей идут учиться в автошколы. Продажи машин упали в связи с санкциями. Цены на оставшиеся выросли, что, естественно, экономически тоже очень сильно бьет по автошколам, поскольку автомобиль — это инструмент нашей работы.

Стоимость запчастей для уже имеющихся автомобилей стала запредельно высокой, а обновить парк для средней автошколы с оборотом от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. в месяц просто нереально. Клиенты тоже сильно реагируют на экономические сложности. При этом работа автошкол в целом сезонная, подъем обычно происходит весной, но в 2022 году его не было, а летом и вовсе произошла стагнация. Все вместе это и дало такой эффект. Автошколам сейчас очень сложно выживать. Думаю, какие-то маленькие и менее защищенные организации не выдержат и закроются».

Из-за ухода иностранных автоконцернов, автошколы могли бы обратиться к российским или китайским производителям, рассказал “Ъ FM” председатель Союза автошкол Александр Ачкасов. Однако цены на отечественные авто сильно выросли, в то время как их безопасность снизилась.

Азиатских же машин на рынке пока недостаточно, отмечает эксперт: «Недорогая Lada без подушек безопасности и ABS для автошколы не подойдет. Разве можно на ней учить? Когда машина покупается для учебных целей, заведомо понятно, что она рано или поздно попадет в аварию.

Взять нашу "Ладу" — она перестала выпускаться, потому что Renault, Peugeot перестали привозить сюда запчасти. Какая она тогда — российская, не российская? Мало того, купите вот эту "Ладу", которая без подушек безопасности и ABS, как это можно на учебную машину без подушек безопасности? Априори покупается автомобиль, который, все знают, рано или поздно попадет в аварию. Если этот автомобиль будет соответствовать всем нормам безопасности дорожного движения для учебных целей, всем ГОСТам, то мы с удовольствием будем ездить на российском автопроме».

Еще одной проблемой автошкол стало удорожание аренды. Так, по оценке экспертов, на рынке останутся школы с собственными помещениями либо те, у которых заключены госконтракты на подготовку водителей.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Артемий Поляков

Вся лента