Рецепт успеха

Как компания «Хлебпром» перешагнула 40-летний рубеж

В этом году ОАО «Хлебпром» — один из ведущих участников кондитерского рынка — отмечает свое 40-летие. В ассортимент компании входят торты, пирожные, маффины, эклеры, профитроли, донаты, хлебцы и чипсы для здорового питания, и, кажется, останавливаться на этом она не намерена. Что помогло компании преодолеть неоднократно случавшиеся за это время кризисы и чего она намерена достичь к отметке в полвека?

Производство тортов Mirel, Челябинск

Фото: предоставлено ОАО «Хлебпром»

Начало пути

Ныне крупнейший в России производитель тортов, донатов и цельнозерновых хлебцев четыре десятка лет назад был крохотным предприятием на базе челябинского Хлебозавода №7. На смене работало всего 13 человек, а тесто для первого выпеченного на площадке изделия, «Белого хлеба» подового весом 830 г, 30 декабря 1981 года было доставлено с соседнего Хлебозавода №4. Однако официальным днем рождения «Хлебпрома» считается не канун нового года, а июнь 1982-го, когда был запущен кондитерский цех на базе все того же Хлебозавода №7. Производственная мощность цеха на тот момент была всего пять тонн продукции в сутки. Для сравнения, сейчас этот показатель составляет 80 тонн!

Параллельно с челябинским «Хлебпромом» в 1987 году в Москве начала работать группа компаний «Унисервис» Сергея Зарембы. На первом этапе она управляла сетью кафе быстрого питания и рестораном, а в начале 1990-х вышла на рынок кондитерских изделий с «Медовиком». Торт настолько полюбился потребителям, что компания увеличила ассортимент за счет «Медовиков» с разными вкусами и начала широкую дистрибуцию продукции.

В середине 1990-х годов «Унисервис» существенно расширил бизнес: на базе завода в Красногорске, помимо тортов, началось производство сухариков и первых зерновых хлебцев. Кроме того, компания стала активно заниматься импортом.

Смена курса

Производство эклеров Mirel, Ногинск

Фото: предоставлено ОАО «Хлебпром»

Мировой финансовый кризис 1998 года серьезно осложнил бизнес «Унисервиса». Девальвация рубля в один момент снизила полученную рублевую выручку в пять раз в долларовом эквиваленте. Но благодаря доверительным отношениям с партнерами компании удалось сохранить финансовую стабильность. Более того, «Унисервис» в том же году запустил вторую крупную производственную площадку в Красногорске. Именно там сейчас производятся бестселлеры бренда «Русская нива» — классические «Наполеон» и «Медовик». Кстати, бренд «Русская нива» одним из первых в стране стал производить торты длительного срока хранения.

В начале 2000-х годов «Хлебпром» в Челябинске принял стратегическое решение полностью сосредоточиться на кондитерских изделиях, отказавшись от хлебобулочного направления. В 2001–2002 годах была запущена высокотехнологичная голландская линия по производству бисквитов и начался выпуск тортов и кремовых изделий Mirel.

В 2007 году происходит объединение «Хлебпрома» и «Унисервиса». В ОАО «Хлебпром» входят производственные площадки в Челябинске, Красногорске и Ярцево, где выпускаются бренды Mirel, «Русская нива», Dr. Körner, а также продолжается импорт продукции под брендами «Частная галерея» и Uniservis.

Производство тортов ОАО «Хлебпром»

Фото: предоставлено ОАО «Хлебпром»

Тремя годами позже, в 2010 году, торговая марка Mirel уже была лидером по уровню потребления в категории «Свежие торты» в России согласно крупнейшим потребительским исследованиям ООО Synovate Comcon и ООО «ГФК-Русь». Этот статус бренд имеет и по сей день.

В 2013 году было решено модернизировать и расширить производственные возможности площадки в Ярцево, что позволило увеличить выпуск продукции к 2021 году в шесть раз и занять лидирующую позицию на рынке в категории цельнозерновых хлебцев. Тогда же началось строительство единственного в РФ автоматизированного завода кондитерской продукции полного цикла в Ногинске.

Производство глазированных хлебцев Dr.Korner, Ярцево

Фото: предоставлено ОАО «Хлебпром»

Сегодня «Хлебпром» управляет не только четырьмя производственными площадками, но и 30 филиалами по всей стране, где работает более четырех тысяч сотрудников. В портфеле компании — торты, пирожные, профитроли и эклеры под брендами Mirel, «Мой», «Усладов», донаты Bakerton, цельнозерновые хлебцы и чипсы для здорового питания Dr. Körner, а также альтернативы сладостей для детей из цельных злаков с добавлением натуральных соков и пюре Jr. Körner.

Продукция неоднократно подтверждала свое высокое качество, получая признание не только в России, но и за рубежом. Так, например, компания с 2016 года входит в топ-100 рейтинга Candy Industry Global, являясь одним из лучших крупнейших производителей кондитерских изделий в мире, а с этого года является одним из 25 крупнейших производителей регионов Азия, Австралия, Африка и Россия. В 2022 году компания была включена в список системообразующих предприятий федерального уровня.

Стратегия успеха

В данный экономически непростой период «Хлебпром» не теряет лидерских позиций на рынке, подтверждает генеральный директор компании Ярослав Шадыря. По его мнению, успех — результат корпоративной культуры, базирующейся на принципах компании. «Принципы позволяют нам быть последовательными и предсказуемыми для наших партнеров, для наших сотрудников и, если хотите, даже для государства, — говорит он. — Например, в наших принципах зафиксирована бизнес-модель — продуктовое лидерство. Мы конкурируем не ценой, не широтой ассортимента на любой вкус, а выверенными потребительскими характеристиками наших продуктов, во многом не имеющих рыночных аналогов. Это позволяет сократить количество “холостых выстрелов” и планомерно, шаг за шагом укреплять свои лидерские позиции».

Для того чтобы работать в бизнес-модели продуктового лидерства, необходимо иметь соответствующую высокоразвитую производственную базу, резюмирует Ярослав Шадыря. «Мы постоянно инвестируем в развитие производства, ставим новые сложные автоматические линии, которые помогают создавать нам уникальные продукты, гарантируя при этом их высокую стандартность, — поясняет генеральный директор "Хлебпрома". — Наша стратегия — завоевание лидерства в каждом сегменте рынка, где мы играем, при этом давая максимально возможный уровень прибыли в средне- и долгосрочной перспективе. Не секрет, что стать лидером по доле можно, завалив рынок промоакциями, скидками, дешевыми SKU, зачастую балансируя на грани рентабельности, но этот успех может быть только кратковременным. “Калиф на час” — не наш путь».

Еще пять интересных фактов о «Хлебпроме»

• «Хлебпром» — первое предприятие в России, которое стало использовать холод как натуральный консервант, а также провело тестирование и исследование показателей безопасности замороженной и впоследствии дефростированной продукции. Технология экологически чистой «шоковой заморозки» была внедрена в производственный процесс в 2004 году на челябинской площадке. Она позволяет хранить торты и пирожные целый год, при этом после разморозки они ничем не будут отличаться от свежеприготовленных.

• В 2005 году компания стала эксклюзивным дистрибутором нидерландского бренда по производству печенья Merba в России. Кроме того, «Хлебпром» несколько лет импортировал в Россию английские крекеры Carr’s, а с 2017 года компания дистрибутировала в страну такие известные европейские бренды, как Tago и Jules Destrooper.

• В 2014 году в Ногинске был построен новый современный высокотехнологичный завод и запущена автоматическая высокоскоростная линия полного цикла по производству тортов, единственная в РФ, первая в Европе по протяженности и производительности. Данная линия выпускает торты ТМ Mirel, «Усладов», «Мой», в том числе знаменитые и уже столь полюбившиеся торты «Пломбирный», «Тирамису», «Черничное молоко». Сейчас там же запущены линия по изготовлению донатов Bakerton («Хлебпром» — единственный в России их крупный промышленный производитель) и линия по производству заварных изделий.

• Почти 20 лет — с 2003 года — использовать название знаменитого пирожного «Муравейник» может только бренд Mirel. Конкуренты часто пытались лишить компанию этого права или просто неправомерно «заимствовали» название для своего продукта, однако в 2018 году Верховный суд РФ окончательно постановил: исключительный владелец торгового знака — «Хлебпром».

• Развивая новые направления для бренда Dr. Körner, впервые на российском рынке была запущена здоровая альтернатива детским сладостям: новая линейка мини-хлебцев Jr. Körner. Это лакомство из цельного зерна с фруктовыми соками и пюре без добавления сахара появилось в 2018 году. Сразу же рисовые мини-хлебцы были награждены золотой медалью и дипломом лауреата в номинации «Лучший инновационный продукт-2018».

Впрочем, это не единственное, что Dr. Körner запустил первым в России. Бренд открыл новые категории, выпустив на рынок глазированные хлебцы с натуральным темным и молочным шоколадом и цельнозерновые чипсы.

Предоставлено: ОАО «Хлебпром»

Реклама

Вся лента