Окрыленные мосты

Из одиннадцати построенных в России с 2017 года алюминиевых пешеходных мостов около половины находятся в Красноярске.

Строительство шестого моста по адресу ул. Калинина, 177

Фото: предоставлено Алюминиевой ассоциацией

В сентябре в Красноярске новый пешеходный мост из алюминия свяжет новую школу в микрорайоне Бугач с жилыми кварталами, расположенными на противоположной стороне улицы Калинина. Таким образом, в краевом центре будут располагаться уже шесть мостовых сооружений из крылатого металла. Строительство объектов с алюминиевыми конструкциями продолжится и в будущем.

В России на сегодня насчитывается всего 11 пешеходных мостов из алюминия, не считая самого первого алюминиевого моста в Санкт-Петербурге, появившегося в 1969 году. С 2017 года по настоящее время при участии Алюминиевой ассоциации построено два моста в Нижегородской области, три в Москве, один в Туле. Но больше всего таких мостов в Красноярске – сейчас в разных районах города установлено пять мостовых алюминиевых сооружений с различным функционалом и проходимостью: от небольших парковых конструкций, переброшенных через реку, до важнейших инфраструктурных объектов с длинными пролетами. Два из них расположились у спортивных объектов «Кристалл» и «Север», один мост под названием «Арфа» соединил две пешеходные зоны в районе краевой филармонии.

Мост "Арфа" на Стрелке

Фото: предоставлено Алюминиевой ассоциацией

Еще один пешеходный переход был перекинут через реку Качу и обеспечил удобный доступ в Юдинский парк – красноярцы называют этот мост Семейным. Открытый в 2020 году виадук над Николаевским проспектом, связавший микрорайон Студенческий с музеем-усадьбой Юдина, позволил безопасно переходить оживленную автодорогу учащимся школы № 73.

Уже известно, что в начале 2023 года планируется смонтировать виадук над железнодорожной магистралью между улицами Семафорной и Транзитной. Сооружение соединит Вавиловское парковое кольцо и Павловский бульвар – популярные общественные пространства правобережья Красноярска.

Алюминиевые конструкции по отношению к подобным сооружениям из других материалов имеют ряд неоспоримых преимуществ. Управляющий партнер «Проектдевелопмент» Антон Шаталов не скупится на комплименты, называя алюминий «шикарным» материалом для мостов. «Алюминий легок, прочен, долговечен и не ржавеет. Установка таких сооружений вполне в духе времени», – отмечает господин Шаталов.

Мост через Качу "Семейный"

Фото: предоставлено Алюминиевой ассоциацией

Сочетание этих уникальных факторов позволяет существенно экономить средства на всем протяжении жизненного цикла сооружений – от сборки и монтажа до эксплуатации и демонтажа. Впрочем, демонтаж, как показывает практика, дело нескорое. Ведь, по мнению специалистов в области мостостроения, сооружения из крылатого металла прослужат 70 и более лет при должном уходе. В России есть примеры безупречной службы таких конструкций на протяжении нескольких десятков лет. Например, упомянутый Коломенский мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге спустя более полувека исправно выполняет свои функции.

Еще одно неоспоримое преимущество – очень быстрый монтаж алюминиевых конструкций. К примеру, два из трех пролетов моста вблизи «Арены. Север» в Красноярске были установлены буквально за ночь с 17 по 18 ноября четыре года назад. Небольшие сооружения строятся практически незаметно.

Мост у "Арены. Север"

Фото: предоставлено Алюминиевой ассоциацией

Такие темпы позволяют избежать пробок на дорогах из-за проведения работ. Кроме того, из-за легкости и прочности конструктива алюминиевому мосту не требуются массивный фундамент и опоры, которые обычно выносятся на проезжую часть, создавая дополнительные проблемы для организации дорожного движения.

Мост над Николаевским проспектом

Фото: предоставлено Алюминиевой ассоциацией

Яркий пример – переход над Николаевским проспектом. Разработчики должны были не просто обеспечить переход пешеходов над скоростной трассой, но и не снизить интенсивность движения. Выбор инженеров пал на алюминий именно из-за его уникальных свойств – прочность металла позволила не размещать на дороге ни одной опоры без потери прочностных характеристик.

Вся лента