«Чижик» долетел до Урала

В Свердловской области открылись первые «жесткие дискаунтеры» X5

X5 Retail Group запустил первые магазины формата «жестких дискаунтеров» «Чижик» в Свердловской области. На начальном этапе компания открыла четыре магазина в регионе, до конца года в планах открыть 40 магазинов. Ритейлер уже запустил распределительный центр в Екатеринбурге площадью около 19 тыс. кв. м, который при полной загрузке сможет обслуживать 250 магазинов в Свердловской области, а также в соседних регионах. По мнению участников рынка, формат «жестких дискаунтеров» продолжит развиваться из-за ухудшающейся экономической ситуации в стране.

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

X5 Retail Group (торговые сети «Перекресток» и «Пятерочка») открыл в Свердловской области первые четыре магазина «Чижик»: три из них начали работу в Екатеринбурге, один магазин в Ревде. 15 августа работу начали два магазина в Челябинской области и в Пермском крае, а также распределительный центр (РЦ) в Екатеринбурге.

«“Чижик” — это маленький магазин 250 кв. м, в котором в каждой потребности не более трех SKU (товарных позиций). Это означает, что у потребителя будет выбор между собственной торговой маркой (СТМ) или брендированным товаром, к которому он привык. Именно наличие СТМ и то, что мы контролируем качество и себестоимость товара, позволяет обеспечить низкую цену»,— рассказала журналистам президент X5 Group Екатерина Лобачева.

По ее словам, до конца августа в Свердловской области начнут работу еще 11 магазинов, а до конца года в регионе планируется открыть 40 «жестких дискаунтеров». К 2024 году в планах компании открыть 250 магазинов в Свердловской и Челябинской областях, а также в Пермском крае. В компании отметили, что ассортимент магазинов включает около 800 наименований продукции, 300 из которых — СТМ.

Общая площадь распределительного центра в Екатеринбурге составляет 18,7 тыс. кв. м. Планируется, что сюда будет поступать продукция примерно от 200 компаний-партнеров торговой сети. Сейчас РЦ подразумевает 200 сотрудников, но как уточнила Екатерина Лобачева, к 2024 году, когда откроются все 250 магазинов (Свердловская, Челябинская области и Пермский край), количество рабочих мест возрастет до 1,5 тыс. Грузооборот центра на начальном этапе составит 580 паллет в сутки, к концу года это количество планируют увеличить до 3 тыс. паллет, вместимость всего РЦ составляет 18,1 тыс. паллетомест. В компании планируют ежедневно отгружать по 80 поддонов, к концу года этот показатель вырастет до 800.

Магазины «Чижик» присутствуют в Москве и Московской области, а также в Башкортостане, Тверской и других областях, по данным на июнь, в стране открыты 153 торговых точки. В 2022 году X5 Group планирует открыть более 400 магазинов «Чижик» в соответствии с решением об ускоренном развитии сети «жестких дискаунтеров». В Екатеринбурге на сегодняшний день работают несколько сетей дискаунтеров — «Доброцен», «Светофор», «Моя цена» («Магнит») и другие.

По мнению экспертов, ключевым фактором роста популярности формата «жестких дискаунтеров» стала чувствительность потребителя к цене в связи с существенным снижением реальных доходов, начавшимся в период пандемии и усилившимся в 2022 году. «Сейчас идет бум “жестких дискаунтеров”. Те процессы, которые происходят последние восемь лет, начиная с 2014 года, показывают, что зарплаты у людей не растут или растут совсем не теми темпами, как растут цены. Чудес на свете не бывает, и мы не видим ближайших перспектив к тому, что ситуация нормализуется, официальные лица говорят, что экономика в этом году будет падать на 4–5%. Соответственно, крупные сети — и “Магнит”, и Х5, понимая это, экспериментируют с такими форматами и активно их запускают»,— рассказал владелец сети «Елисей» Александр Оглоблин.

По оценке «Infoline-Аналитика», общее количество «жестких дискаунтеров» за 2021 год выросло на 2,4 тыс., до 9,6 тыс. единиц. В I квартале 2022 года выручка сети «Светофор» (один из лидеров рынка) увеличилась на 71%, до 94 млрд руб. Лидером по динамике стал «Доброцен» +92%, до 43,5 млрд руб. (обе компании развивают бизнес на ближнем зарубежье). По данным агентства, в I квартале 2022 года выручка «Чижика» превысила показатель всего 2021 года: 4,1 млрд руб. против 2,94 млрд руб. в 2021 году.

По словам гендиректора «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в связи с развитием формата конкуренция на этом рынке ужесточается и это оказывает давление на крупнейшего игрока — «Светофор». «Сибирь и Урал — это исторически те регионы, где большее тяготение к формату “жесткого дискаунтера”, и сейчас общий тренд — заинтересованность потребителей в общем ценообразовании. Потребители тяготеют к справедливому ценообразованию, и в этом плане “Чижик” — наиболее близкий к классическому “жесткому дискаунтеру” формат»,— пояснил господин Бурмистров.

Мария Игнатова

Вся лента