АвтоВАЗ нажал на газ

Есть ли шанс у автомобилей Lada занять лидирующие позиции на российском рынке

АвтоВАЗ возобновляет производство на полную мощность. Концерн вернулся к пятидневной рабочей неделе. На заводах будут производить модели Niva и Lada Granta. В последние даже вернутся подушки безопасности, заявил президент компании Максим Соколов. В планах АвтоВАЗа — скорейший возврат к допандемическим показателям производства. Но будет ли спрос? И не потеряют ли российские машины в качестве?

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

После двух месяцев четырехдневной рабочей недели АвтоВАЗ наконец возвращается к пятидневке. Lada Granta будут собирать в две смены, Niva — пока в одну. С 29 августа ожидается и вовсе шестидневная рабочая неделя. Осенью производство не будет останавливаться до двух ночи, сообщает профсоюз.

Всего во втором полугодии АвтоВАЗ планирует выпустить около ста тысяч автомобилей. Притом что в июле, например, в стране купили 10,5 тыс. новых Lada. Но спрос будет расти, в том числе благодаря льготным кредитам, уверен исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов: «У АвтоВАЗа есть возможности, поскольку конкуренция на рынке осталась не очень большая. Кроме того, по программе льготного кредитования на Lada сейчас достаточно неплохие скидки. Поэтому, думаю, что спрос на машины, которые идут с учетом субсидированного льготного кредита, будет. Еще один важный момент — таксопарки тоже начнут закупать продукцию АвтоВАЗа».

В 2023 году завод в Тольятти планирует выпустить до полумиллиона автомобилей и достичь допандемических показателей. И не за счет «облегченной» Lada Granta, в нее как раз вернутся подушки безопасности — каждая обойдется в 8 тыс. руб. — и даже ABS в 2023 году. Из Ижевска перенесут производство Lada Vesta — там собирали 32 автомобиля в час, а в Тольятти смогут вдвое больше, заявляют в концерне. Либо АвтоВАЗ рассчитывает на скорейшее восстановление рынка или, как полагают аналитики, на то, что других автомобилей на нем не будет.

С увеличением объемов, возможно, даже снизятся цены, допускает вице-президент ассоциации Российские автомобильные дилеры Денис Мигаль: «Думаю, дилеры будут только рады возвращению АвтоВАЗа к нормальным объемам производства. Надеюсь, что все-таки и ценообразование начнет двигаться в сторону понижения, чтобы всем было интереснее.

Объемы приведут к увеличению конкуренции и, соответственно, к понижению цен. Это должно благоприятно отразиться на рынке».

Но аналитики в этом сомневаются: в лучшем случае цены останутся на прежнем уровне. А в таких условиях необходимо сохранять и качество на уровне. С этим у АвтоВАЗа могут быть проблемы, допускают собеседники “Ъ FM”, ведь наращивать производство придется на фоне практически полного отсутствия конкурентов.

Китайские автомобили все-таки находятся в другой ценовой категории, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «Собранные в России моторы по высокому уровню качества котировались в самой группе Renault. Не думаю, что АвтоВАЗ закроет глаза на качество своей продукции, особенно если цены не пойдут вниз — это принципиально важный момент. На рынке присутствуют дефицит и отсутствие конкуренции, конечно, это расхолаживает. Но я надеюсь, что они все-таки смогут удержать планку».

Делать это придется и без группы Renault, которая после развода с АвтоВАЗом ушла из России. Концерн еще может вернуться в течение пяти-шести лет. А за это время многое изменится: как на российских дорогах, так и под капотом у Lada.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента