Маркетплейсы отследят контрафакт

Какие способы борьбы с подделками доступны для торговых площадок

Маркетплейсы заставят маркировать товары. Такое постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Согласно нему, торговые площадки могут привлечь к ответственности за отсутствие отметки «Честный знак». Он представляет из себя QR-код, который показывает путь товара от завода до полки магазина. По данным исследования облачного сервиса «МойСклад», на маркетплейсах появляется все больше позиций, ввезенных по параллельному импорту, и введение маркировки может помочь проверять их на подлинность. С подробностями — Андрей Загорский.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Сейчас каждый десятый продавец маркетплейса реализует товары из списка параллельного импорта. Наличие такой продукции на своих площадках подтвердили представители Wildberries и «Яндекс.Маркета», однако не стали уточнять конкретные бренды. По данным исследования компании «МойСклад», самыми популярными позициями, которые ввезли без разрешения правообладателя, стали товары H&M — ими, как оказалось, торгуют в том числе и казахские ИП, и Zara.

Однако продукция Inditex попадает на площадки не только по параллельному импорту, отмечает руководитель пресс-службы Wildberries Валерий Прокопьев: «На Wildberries представлена продукция от многих международных брендов. С ними мы работаем либо напрямую, либо через официальных дистрибьюторов. Товары брендов Inditex, в том числе и Zara покупаются напрямую у российского представительства. Сейчас мы распродаем запасы.

Часть зарубежных брендов пролонгировала контракты на новые сезоны. В ближайшее время в продаже на Wildberries появится продукция из новых коллекций. На нашей площадке также запустятся и новые бренды, которые пока не представлены на российском рынке.

Мы ведем переговоры с различными зарубежными производителями, дистрибьюторами. Видим, что российский рынок представляет для них большой интерес».

«Яндекс.Маркет» пошел по другому пути: площадка заключила партнерские соглашения с российскими поставщиками IKEA. Теперь на виртуальной витрине доступна мебель из ассортимента шведского магазина. Правда, цены иногда в четыре раза выше, чем на сайте самой IKEA.

Однако в скором времени они могут значительно снизиться, считает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «То, что товары продаются дороже, чем в той же IKEA — очевидная история. Сейчас все пытаются в какой-то степени отыграть некий дефицит, который возник из-за того, что IKEA прекратила работу.

Есть потребительский ажиотаж по некоторым брендам. В моменте по товарам международных брендов цены будут объективно несколько завышены. Но по мере нормализации ситуации мы все равно увидим уровень стоимости выше, чем в IKEA, но, с другой стороны, он будет соответствовать пониманию потребителей по соотношению цены и качества».

Правда, при ввозе товаров по параллельному импорту, а также при попытке продать ассортимент ушедших из России ритейлеров, возникает еще одна проблема — контрафакт. В начале июля Минпромторг заявил, что Wildberries стал крупным каналом сбыта подделок. А позже глава правительства подписал постановление о том, что маркетплейсы с 1 марта 2023 года обязаны ставить на свою продукцию маркировку «Честный знак», подтверждающую подлинность вещи.

Однако, как утверждают представители маркетплейсов, их ассортимент уже соответствует всем стандартам качества, в том числе и товары, которые ввезли по параллельному импорту. Например, в «Яндекс.Маркете» “Ъ FM” рассказали, что продукция не попадет на полку, если поставщик не сможет доказать, что это не подделка. В Wildberries отметили, что компания также борется с неоригинальной продукцией, однако способы не уточнили. В Ozon не смогли предоставить оперативный комментарий.

После начала поставок по параллельному импорту, проблема контрафакта действительно усугубилась, продолжает Михаил Бурмистров: «Товар ввозится без разрешения правообладателя, и часть функций, которые он ранее брал на себя, вынуждены исполнять таможенные органы и ритейлеры.

Поставки через параллельный импорт в значительной степени сейчас осуществляет все-таки малый и средний бизнес, физические лица, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Проблема контрафакта и фальсификата будет приобретать большую значимость, но параллельный импорт сейчас решает серьезные задачи.

В конце июля в Минэкономразвития отметили, что с начала мая в страну по параллельному импорту ввезли товаров почти на $4 млрд. Еще в середине июня Минпромторг оценивал его лишь в $2 млрд. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, больше всего в рамках этой программы в страну ввезли автозапчастей, а также потребительской продукции.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Марк Протасевич

Вся лента