«Все это угасающее великолепие нужно видеть»

Петр Воронков — об Устюжне

Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о местном колорите и о том, какую роль в становлении города сыграла династия Поздеевых.

Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС

Сегодня — Устюжна. Говорят, Гоголь в своем «Ревизоре» ославил именно этот город, хотя сам там никогда не бывал. А сюжет рассказал ему Пушкин, но это тоже только легенды да слухи. А городок на реке Мологе обошли стороной все магистрали, и он стал совсем тихим, запущенным, с уездным колоритом, старой купеческой застройкой. И в который раз я не знаю, к чему призывать — срочно реставрировать или не трогать, чтобы не испортить все окончательно. Здесь действительно очень красиво и грустно: силуэты храмов, шепот листвы, Ленин, указующий на кладбище, потрясающие кружевные наличники на одних домах и пустые оконные глазницы в других.

При этом что-то даже делается, восстанавливается, но, боже, как медленно! В общем, все это угасающее великолепие нужно видеть. Улицы с революционными названиями, которые не вяжутся с общей атмосферой, и, например, памятник купцу первой гильдии Якову Михайловичу Поздееву. То есть нет, этот Поздеев уже был дворянином, и он здесь абсолютно кстати. А старинных домов династии Поздеевых в Устюжне несколько. Как минимум столетие эти купцы не то чтобы управляли городом и во многом содержали его, а строили храмы, школы, больницы, богадельни — столько всего, что сложно даже сказать. Жертвовали на благотворительность баснословные суммы — так было принято.

Особенно старался Яков Михайлович — ему и памятник. Сразу после революции дома купцов в Устюжне экспроприировали. Поздеевы разлетелись по России как птицы. Судьба каждого из них стоит отдельного описания. В большом доме на Торговой площади открыли пролетарский клуб. Яков Михайлович к тому моменту был сильно болен, и новая власть сделала неожиданно широкий жест, разрешив старику (внимание!) жить при клубе. Но только ему — остальных домочадцев выгнали на улицу. А неразумный старик в полной мере так и не вкусил милости победителей — умер чуть больше чем через две недели.

Вся лента