Крылья над Костромой

На детях зимняя одежда, так что на фото – явно не Первомай, а демонстрация, приуроченная к очередной годовщине Октября. Время действия – середина шестидесятых. Автомобиль – предположительно, бортовой грузовик УАЗ-451Д, – судя по самолету и надписи на плакате, представляет Костромской объединенный авиаотряд.

Фото: Из архива «Автопилота»

Костромское авиапредприятие отсчитывает свою историю с 6 ноября 1944 года, когда в Сокеркино, где и сейчас расположен аэропорт Костромы, прилетел По-2С Московского авиаотряда.

По-2 был основным типом в Костромской области до 1952 года, когда сюда стал поступать Ан-2. Вместо двух пассажиров, как По-2, он мог взять на борт девять – двенадцать. Ан-2П начали выполнять рейсы из Костромы по самым загруженным направлениям – в город Галич, а также через Макарьев в Шарью на другом конце области. Всего в области было двадцать аэродромов.

Ан-2 для взлета и посадки требуется всего 250 метров. До начала семидесятых досмотра в аэропортах не было, а на небольших аэродромах посадка и высадка пассажиров была такой же простой, как на автобусных остановках.

В 1964 году, когда Костромской авиаотряд отметил двадцатилетие, из Костромы и Шарьи ежедневно вылетали примерно по десятку рейсов. Многие имели несколько пунктов посадки. Например, рейс 671 Кострома – Кологрив выполнялся через Макарьев и Мантурово, занимал 2 часа 15 минут. Этот перелет был самым дорогим внутри области – 9 рублей. Столько же стоил полет из Костромы в Москву – там с 1957 года летали Ли-2.

Первого октября 1968 года на маршруте Москва – Кострома началась эксплуатация реактивного Як-40. В 1977 году его начали заменять на чехословацкие Л-410. Они стали выполнять рейсы из Костромы в Вологду, Воронеж, Набережные Челны через Горький и другие города.

А вот самолет, макет которого мы видим на фото, в Кострому никогда не летал. Бортовой номер СССР-45075 имел первый опытный Ту-124А. Это была модификация Ту-124, у которого двигатели перенесли в хвост. Конкретно этот борт СССР-45075, «с которого» был сделан макет, с 1963 по 1973 год можно было увидеть на ВДНХ, уже переименованным в Ту-134. Потом он стоял возле колледжа № 164 при АНТК им. Туполева до 2013 года.

Костромское авиапредприятие сейчас летает в Москву и Санкт-Петербург на самолете Ан-26-100. Время от времени запускает рейсы внутри области на Ан-2 и вертолетах Ми-2. Даже в XXI веке поездка на автомобиле от Костромы до Боговарово – самый удаленный райцентр области – занимает до девяти часов. А на Ан-2 эти 470 километров можно преодолеть часа за три.

Валерий Чусов

Вся лента