Водители с признаками

Научный подход к искоренению пьянства на дорогах

Научный центр безопасности дорожного движения МВД России выпустил учебно-практическое пособие «Выявление водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения». В нем – масса любопытных статистических и жизненных наблюдений. От того, как вычислить в потоке «беспочвенно веселого» водителя, до разъяснений, почему профессиональный праздник шахтеров на Кузбассе можно считать красным днем календаря не у одних только забойщиков и проходчиков. Работа, о которой пойдет речь, выпущена весной 2022 года и предназначена для «профессиональной служебной подготовки» как действующих, так и будущих правоохранителей. Грифа «для служебного пользования» на ней нет – читай не хочу. Хотим. Читаем. Это же про нас и наше окружение на дороге.

Если вы думаете, что пьяный водитель – непременно любитель спиртного, то правы лишь отчасти. Алкоголь – только одно из употребляемых водителями ПАВ, психоактивных веществ. Есть же еще наркотические, психотропные и лекарственные препараты, «влияющие на способность к управлению транспортными средствами». Не идеальная, заметим, формулировка: просроченный кефир или немытая клубника тоже могут повлиять на способность к управлению, и еще как.

Несмотря на существование наркотиков с широким спектром действия, Россия – страна традиционного выбора. Даже в Москве, городе с возможностями, до 90 процентов водителей, пойманных в состоянии опьянения в последние годы, находились под воздействием именно алкоголя. Впрочем, если внимательно читать исследование, то выясняется, что нередко имеет место «сочетанное употребление», алкоголя и наркотиков, однако выявить его удается не всегда. Например, недосмотр случается, когда и сотрудник ГИБДД, и водитель удовлетворены результатом, показанным на месте, по выдыхаемому воздуху. А для того, чтобы выявить всякие наркотические излишества, надо ехать в медицинский кабинет и сдавать, простите за физиологическую подробность, мочу.

Кстати, в моче следы наркотиков – а нашли след, считай, пьян – определяются на протяжении долгого времени. Учебно-практическое пособие раскрывает, какого именно. Так, «однократное употребление» каннабиноидов (марихуаны или гашиша) делает мочу водителя подарком правоохранителям на срок до трех-четырех дней, а «длительное и частое употребление» – до месяца.

Главная цель пособия – помочь инспекторам повысить выявляемость нетрезвых водителей. При этом основные статистические выводы сделаны на основе не обычных выявлений, например в ходе рейдов с забавными названиями вроде «операция „Бахус"», а по статистике ДТП с участием «водителей с признаками опьянения».

Кому не спится в ночь глухую

Статистика МВД – магический шар, заглянув в который можно узнать, где прячется зло. Точнее, где и когда оно чаще выходит наружу. Количественно наибольшее число ДТП с участием водителей с признаками опьянения регистрируется в летние месяцы, пик – июль и август. Самые опасные дни – суббота и воскресенье, а также прочие выходные и праздничные дни. От внимания исследователей не утаился и тот факт, что водители ударными темпами отмечали даже дарованные руководством страны коронавирусные осенние каникулы 2021 года. Совпадение? Не думаем. Весенние «нерабочие дни» 2020 года, в начале пандемии, тоже испортили статистику. Примечательно, что к тому времени президент Белоруссии Александр Лукашенко уже предложил свой способ лечения от новой хвори – проверенными средствами, баней и водкой.

Исследователи отмечают, что проводить проверки в одни только общенациональные праздники – верх непредусмотрительности. Ведь для отдельных групп наших соотечественников, объединенных территориальными или профессиональными признаками, есть свои знаменательные дни. Скажем, в Кемеровской области широко отмечается День шахтера, а другие спецдни задевают чувства десятков и сотен тысяч людей, разбросанных по всей стране. В качестве примеров приводятся День пограничника и День учителя. Первое упоминание можно посчитать за «пасхалку» ФСБ России, в состав которой входит погранслужба, а второе – как намек, что дорогие Марьи Ивановны и Николай Петровичи в свой праздник пьют не только компот в школьной столовой.

Прочитав о том, как бывают опасны российские водители в дни своих профессиональных праздников, невольно можно сделать вывод, что пьют в основном люди работающие. С устатку. А вот нет. По статистике, почти половина из тех, кто имел признаки и попал в ДТП, официально нигде не трудились.

Максимальное количество нетрезвых участников аварий приходится на ночь. В 2021 году самым мрачным в «процентно-удельном» плане стал ноябрь. С двух до трех часов ночи пьяным (или с признаками) был практически каждый второй участник ДТП – 45,8 процента. Но и в относительно спокойные месяцы года не меньше четверти водителей, участвующих в ночных ДТП, нетрезвы.

Живым на заметку

Все-таки мы недооцениваем силу статистики, а она в нашей стране знает даже то, вблизи каких мест чаще всего происходят аварии с участием нетрезвых водителей. На первом месте – индивидуальные, не многоквартирные, дома. На третьем – гаражная постройка. А вот второе место вам не угадать. Автостоянка? Одиннадцатое место! АЗС? Шестое! Зона отдыха? Девятое! Ладно, не мучайтесь. На втором месте – кладбище! Увы, пособие не уточняет, выступает ли кладбище отправной точкой поездки, ее целью – в хорошем смысле слова – или просто неким триггером, проезд которого негативно воздействует на нетрезвых водителей.

Из разряда мистики вернемся в увлекательный мир цифр. В аварии с участием водителей «с признаками» чаще всего попадают мужчины – девять из десяти, даже больше. Наиболее «попадаемые» – в возрасте от 25 до 45 лет, пик – от 30 до 34 лет.

Теперь перейдем от людей к железу. Водители с признаками опьянения, попавшие в статистику ДТП, чаще всего управляют легковыми автомобилями – 83 процента. На мототранспорт приходится 13 процентов («Чего глаза красные, ветром надуло?» – «Нет, обкурился»). Классический антигерой «пьяной» киношной аварии – водитель грузовика – реально светится лишь в одном проценте ДТП.

Однако статистика переворачивается с ног на голову, если посмотреть удельный процент случаев. Почему в большинстве аварий с участием нетрезвых водителей фигурируют легковые машины? Потому что они составляют основной поток на дороге. Между тем если взять все ДТП, то выяснится, что водителей легковушек с признаками опьянения примерно один из десяти. Немало, конечно. А возьмем редкое явление – самоходную машину сельского назначения. Вы их знаете – большие медленные вонючие железки с отваливающимися комьями глины, которые, кажется, специально выезжают на дороги, чтобы сотрудникам ГИБДД удавалось выполнять месячные планы по нарушениям правил обгона. Железяки эти несуразные тоже попадают в ДТП. И уже трое из десяти водителей, как выясняется, имеют признаки или безоговорочно пьяны.

Возраст транспортных средств также влияет на статистику «нетрезвых» ДТП. В целом все просто: чем старше автомобиль, чем выше вероятность того, что при аварии за его рулем будет водитель с признаками. В категории ТС «старше 50 лет» их доля больше четверти, 25,4 процента (у машин «до года» – 4,7 процента). Очень интересно, что это за ТС такие, старше полувека. Вы что себе представляете? Мумифицированный «Москвич», набитый ценителями великолепного отечественного пива в пластиковых емкостях, эротично называемых «сиськами», или тщательно восстановленный «Мерседес», водитель которого только что выиграл ретроралли, по поводу чего и перепрегубил шампанского? Не дает пособие ответа. Но кое-что про марки автомобилей есть и в нем.

«Более чем в четвертой части (28 процентов) всех ДТП водители с признаками опьянения управляли автомобилями марки ВАЗ» – говорит нам пособие. Понятно: просто таких машин на дорогах много. Берем удельный вес. И водители ВАЗов сразу же улетают на третье место (14,9 процента). А на втором оказываются обладатели УАЗов (15,4 процента). Наверное, какой-нибудь оголтелый русофоб выдвинет версию, что за руль ульяновского вездехода просто страшно садиться трезвым. Однако что вы скажете насчет первого места, удерживаемого премиальной маркой Audi с результатом 15,7 процента?

Поглядел бы, товарищ, на себя со стороны

Давайте посмотрим на мир глазами человека, севшего за руль, будучи пьяным. О чем он думает, если временно не утратил такую возможность? О том, что именно его н/с, нетрезвое состояние, способно выдать окружающим. В пособии указан целый ряд признаков. Классические, которые дают основание направить водителя на освидетельствование, такие: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица и поведение, не соответствующее обстановке. Но ведь на расстоянии они не заметны. Замечательный прибор, который дистанционно определял бы наличие паров этанола в салоне машины, МВД, сколько ни грозилось, так и не смогло разработать и внедрить. Опрос действующих сотрудников ДПС авторами исследования показал, что пьяных водителей выдает «виляние в пределах полосы или по всей ширине проезжей части дороги», «движение без ближнего света фар», «необоснованное включение звуковых и световых сигналов», «движение с сильно заниженной скоростью», «необоснованная остановка транспортного средства на полосе» и «замедленная реакция на сигналы светофоров». Также сотрудников настораживает «резкое изменение стиля движения при виде наряда ДПС», «движение по заброшенной дороге или дороге плохого качества (менее людной)» и «выезд с парковочных мест» баров и ресторанов. Но главный аргумент для остановки – «интуиция», она же «профессиональное чутье». Ее назвали основой в работе 75 процентов респондентов.

Остановить водителя мало. Надо же еще понять, насколько его можно заподозрить в употреблении. И тут оказывается, что у действия алкоголя и наркотиков есть общие проявления, от размытого понятия «неадекватное поведение» до четких указаний на «покраснение склер глаз».

Отдельно описаны и особенности различных веществ. Так, легкое алкогольное опьянение «проявляется главным образом в виде положительно окрашенных эмоций», прием опиоидов выдает себя «выраженным сужением зрачков», марихуана и гашиш раскрываются «повышенным фоном настроения в виде беспочвенной веселости, смешливости, беспечности» и «чрезмерной общительности». К признакам опьянения кокаином относится «повышенная говорливость и желание спорить», амфетаминовый ряд вызывает «однотипные повторяющиеся действия», синтетические катиноны («соли») могут привести к спазму жевательной мускулатуры и скрежету зубами, галлюциногены, оправдывая названия, ведут к разным типам галлюцинаций, включая тактильные – «ползание по телу несуществующих насекомых». Впрочем, с несуществующими насекомыми знакомы, как уверяет пособие, и потребители кокаина.

Подозрительное поведение

Работа, о которой мы говорим, ссылается на разные источники, в том числе – на книгу С.Н. Дмитриева «Дорожно-патрульная служба: пособие для сотрудников ГИБДД». Она вышла в 2000 году, но до сих пор часто цитируема в специализированных трудах. В ней много житейской мудрости. Например, из пособия можно узнать, что «водитель автомобиля, вывозящий людей из горящего леса, не наказывается за превышение установленной скорости движения» и что управление автомобилем в перчатках «при исправной системе отопления салона» может свидетельствовать о причастности транспортного средства к правонарушению.

О возможном состоянии опьянения, согласно пособию 2000 года, говорят такие признаки, как «стремление побыстрее закурить или встать с подветренной от сотрудника стороны», «односложные ответы типа „да", „нет" на поставленные вопросы», «неоднократный поиск документов в одном и том же кармане одежды». Если опьянение сильное, к признакам добавляется «бессвязная речь» и «снижение болевой чувствительности».

Не будем даже пытаться представить, как сотрудник ГИБДД может по-быстрому выяснить предел болевого порога водителя. Лучше о хорошем. О тех случаях, когда пьяного человека за рулем не признают виноватым. И вовсе не потому, что тот показывает служебное удостоверение и говорит: «Мужики, я же свой».

В книге приведен такой пример. «Экипаж патрульного автомобиля ДПС задержал водителя Саенко, который управлял автомобилем ИЖ-2126 в состоянии опьянения. При просмотре материалов, составленных по данному факту, командир роты ДПС установил, что Саенко находился за рулем автомобиля в момент, когда на нем отсутствовала коробка передач и карданный вал, а передвижение ТС осуществлялось с помощью двух знакомых Саенко, которые толкали автомобиль сзади. Поскольку эти действия происходили на малопроезжей окраинной улице города, не имеющей существенных продольных уклонов, и осуществлялись на расстояние не более 60 м (в соседний гараж), командир роты ДПС принял решение ограничиться в отношении Саенко устным замечанием».

Отечественный автомобиль без коробки и кардана! Отдых в гаражах в окружении верных друзей, готовых катать тебя в машине от бокса к боксу! Можно ли вернуть проверенные десятилетиями способы проведения досуга, отнятые у россиян усилиями западных автомобильных промышленников? Наверное, ответ мы скоро узнаем.

Сергей Шерстенников

Вся лента