Предприниматели промахнулись с размером

Стоит ли открывать обувную фабрику

Производство российской обуви растет на фоне ухода зарубежных компаний. С февраля оно увеличилось на треть, сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ). В конце зимы российские компании выпустили 11 млн пар, а в мае — уже 15 млн. Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов в интервью “Ъ FM” заявил, что отечественное производство способно полностью обеспечить потребности россиян. Будет ли открытие бизнеса в этой отрасли удачным решением? Об этом — Даниил Бабкин.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Чтобы просто покупать и продавать обувь, больших инвестиций не нужно. Потребуется статус ИП, около 1 млн руб. и аккаунт на одном из маркетплейсов, например, Wildberries или Ozon. Более серьезный бизнес — собственное производство в России или контрактное в азиатских странах. С последнего начинали многие Instagram-бренды (соцсеть принадлежит запрещенной в РФ Meta) и разрослись в большие ритейл-сети, говорит вице-президент группы компаний «Новард», развивающей сеть «Эконика», Сергей Саркисов:

«Все Instagram-бренды начинали с шоурумов, затем потихоньку наращивали интернет-продажи, а потом стали развиваться в розничные сети. Это прежде всего происходит за счет создания уникальной коллекции. Ты ее создаешь, а любая фабрика ее производит по твоим лекалам. С точки зрения тех, кто сейчас начинает этот бизнес, все-таки логистические проблемы немножко рассосались. Если мы берем Европу, идет проработка альтернативных каналов. Но, как правило, коллекции одежды и обуви на 80% отшивались в Азии».

Конкуренция на обувном рынке высочайшая, признаются собеседники “Ъ FM”. Только в системе маркировки товара ЦРПТ зарегистрировано около 100 тыс. компаний-продавцов обуви, но подавляющее большинство собственного производства в России не имеет. Между тем, по данным того же ЦРПТ, выпуск российской обуви с февраля вырос на треть. Такую динамику аналитики связывают с уходом с рынка некоторых зарубежных компаний. Впрочем, эксперты призывают осторожнее относиться к этой статистике и объясняют ее в том числе активностью контрабандистов, которые регистрируют ввезенный из Азии товар как отечественный.

Да и открывать сейчас собственное производство обуви — дело неблагодарное, говорит владелец компании Zenden Андрей Павлов: «Если вы решили открыть серьезную фабрику, то вам надо минимум 100 млн руб.: 60-70 млн руб. на цех, от 50 млн руб. — на линию. При текущем курсе доллара отечественное производство стало резко проигрывать всем западным и восточным конкурентам. При 56 руб. за доллар это чистый убыток. Себестоимость на 20% дороже, чем в Китае. Но опять же при открытии магазина, условно, месяц требуется на ремонт, также надо найти 20 сотрудников — это можно сделать за один день. Когда вы решили открыть фабрику, где у вас в штатном расписании 100 человек, то их вы будете набирать, может быть, год — может быть, два. Их нужно обучать, перевозить, перехватывать».

Массовый исход зарубежных компаний из России ожидаемо коснулся и обувной отрасли. С февраля поставки прекратили в том числе Nike, Adidas, Puma, Crocs и Converse. Но их место, скорее всего, займут действующие игроки, прогнозирует генеральный директор инвестиционной компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин:

«С одной стороны, ушли Nike, Reebok, Adidas. С другой — они очень быстро заполняются через "Спортмастер", AliExpress, Lamoda и прочих менее именитыми производителями.

Этот рынок имеет для потребителя два фактора — качество и бренд. Бренд убрали — осталось качество. Создать качество с нуля, на мой взгляд, просто unreal. Вы можете создать качественную продукцию — просто она будет очень дорогая. Все это продается сейчас в основном через маркетплейсы. Почти никто из интернет-магазинов не смог это сделать. На крупнейшем маркетплейсе бесконечная полка. Соответственно, если тебя не знают, то никогда в жизни не купят. Я не вижу там пространства для новых игроков».

В прошлом году лидером по ввозу обуви в Россию стал Китай. Оттуда привезли больше половины товаров иностранного происхождения, их общая стоимость превышает $1,5 млрд. По подсчетам аналитиков, объемы импорта практически в два раза превосходят внутреннее производство.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента