Подвиг стоматолога

Что общего между человеком, открывающим рот, и автомобилем со складным верхом?

Вероятно, лучше кабриолета может быть только кабриолет с жесткой складной крышей. Так можно получить все преимущества открытого кузова, когда вам этого хочется, и не терпеть его недостатков, когда вам этого не хочется. Об этой конструкции мы вспомнили не потому, что наступило лето — кабриолетов у нас и раньше продавали не особенно много, а потому что почти ровно сто двадцать лет назад родился Жорж Полен — стоматолог, автомобильный дизайнер, изобретатель, разведчик, кавалер Военного креста и медали Сопротивления.

Жорж Полен родился 20 мая 1902 года в Париже. Трудиться начал в 14 лет, поступив на работу помощником зубного техника. К 25 годам он уже был дипломированным стоматологом и работал в Ницце. Но при этом всегда мечтал создавать автомобили. Говорят, идея жесткого верха пришла к нему во время стоматологической практики. Но не от вида того, как раскрывает рот пациент. Она осенила его в 1927 году, когда во время сильного дождя с ветром он через окно своего стоматологического кабинета наблюдал за безуспешными попытками водителя роскошного Delage поднять складной тент, чтобы защитить автомобиль.

Тогда, в 1927 году Полен и понял, что решением должен стать жесткий складной верх с приводом. Сначала он предложил идею Citroen. Для демонстрации была изготовлена масштабная модель Citroen Rosalie в 1/10 натуральной величины со складным верхом и электрическим приводом. Но «двойной шеврон» идеей не заинтересовался — в это время компания готовилась к выпуску новой модели с передним приводом, это, во-первых, требовало больших затрат, а во-вторых, Traction Avant имел несущий кузов, который трудно было сделать открытым.

Полен сумел договориться с Марселем Пурту, который владел компанией по изготовлению кузовов на базе автомобилей разных компаний — в частности, он работал с Talbot, Delage, французским филиалом Lancia. Первый купе-кабриолет по патенту Полена был сделан на шасси Hotchkiss, его представили на Парижском автосалоне в 1933 году. Затем последовали другие модели. Полен создавал не только купе-кабриолеты, но и просто купе, в его портфолио были разные проекты.

Lancia Belna с жестким складным верхом, сконструированным Поленом, на конкурсе элегантности во французском местечке Виней-Сен-Фирмен

Фото: Lancia

Один из дилеров Peugeot обратил внимание на Lancia Belna с жестким складным верхом, сконструированным Поленом и предложил томусделать такие же кузова для Peugeot 401 и 601.

В 1934 году Peugeot 601 Eclipse («Затмение» — так решили назвать систему, изобретенную Поленом), сделанный по заказу писателя, сценариста и продюсера Марселя Паньоля стал настоящей звездой нескольких конкурсов элегантности — отчасти благодаря красоте и известности актрисы Жозетт Дэй, жены Паньоля, которая пользовалась машиной.

Однако после выполнения первых заказов и создания модели 402 с усовершенствованным приводом складного верха контракт с Peugeot закончился. Плату за его продления, предложенная автопроизводителем, Полен счел недостаточной. Дело дошло до суда, который встал на сторону Peugeot. Уязвленный дизайнер отказался от дальнейшей работы над проектом, и в 1939 стал сотрудничать с Rolls-Royce и Bentley.

Жорж Полен

После оккупации Франции он вступил в Сопротивление. Полен устроился на работу к стоматологу Дюррену-Берже из Эльзаса — клиентами его парижской клиники были высокопоставленные представители немецких оккупационных властей и французские чиновники. Полен и его коллеги по разведывательной сети использовали клинику для передачи информации англичанам в MI-6. Благодаря собранной Поленом и его коллегами информации Королевскими ВВС Великобритании во время бомбардировки в ночь с 3 на 4 марта был разрушен завод Renault в Бийянкуре, на котором во время оккупации производились автомобили для Вермахта. Предприятие было уничтожено практически полностью, как и еще несколько по соседству

Полена и троих его товарищей выследили по доносу агента, которому заплатили 400 тысяч франков — большие деньги, стоимость нескольких автомобилей. Их арестовало гестапо как английских агентов. Полена пытали так, что для доставки на суд, пришлось накладывать гипсовый корсет. Его и других участников Сопротивления судили и расстреляли 21 марта 1942 года.

После освобождения Франции Жорж Полен был признан участником войны. Ему посмертно присвоили чин лейтенанта, наградили Военным крестом и медалью Сопротивления.

Рекламный плакат марки Delage 1937 года

Созданные Поленом автомобили продолжают выигрывать призы на конкурсах элегантности и приносить доходы владельцам — Delage 1937 года оценивается сейчас в три миллиона евро. А ведь его карьера как дизайнера продолжалась всего лишь около 10 лет.

Валерий Чусов

Вся лента