Экосистемы не справляются с обстоятельствами

Появятся ли в России новые сервисы по подписке

Российские компании могут приостановить развитие экосистем. Об этом “Ъ FM” рассказали аналитики рынка. 8 июня игровое направление своего бизнеса закрыл «Сбер». Как заявили в компании, это произошло из-за ограничений, которые ввели против организации на Западе. Теперь структуры, которые принадлежат ей, в том числе SberGames, не смогут взаимодействовать с иностранными партнерами. А это означает, что игры не появятся в магазинах Google Play и App Store. При этом другая компания, развивающая экосистемы — МТС — несколько недель назад присматривалась к покупке кинотеатра ivi. Так появятся ли в России новые сервисы по подписке или, наоборот, исчезнет часть старых? Разбирался Иван Якунин.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Семь лет назад в России впервые заговорили об экосистемах — тогда отечественному бизнесу это понятие казалось экзотичным. В 2016-м термин появился во внутренних документах «Сбера». Год спустя банк начал строить бизнес по новой модели. Пиар-ход, скептически констатировали эксперты. Но затем примеру финкомпании последовал «Яндекс», потом и другие.

Идея собранных под одним брендом и подпиской сервисов понравилась пользователям. И в 2020-м слово «экосистема» уже появилось в лексиконе президента: «Российские компании прежде всего "Яндекс", "Сбер", ВТБ давно и успешно вкладываются в эти сферы и по факту становятся тем, что сейчас называется экосистемой. Развитие конкуренции в этой сфере, что чрезвычайно важно, придаст заметный импульс нашей экономике».

К 2030-му, по прогнозу Frank RG, на экосистемные продукты должна была подписаться треть россиян. Только есть одно «но» — предсказание делали в начале февраля этого года. Уже в апреле «Сбер» — пионер экосистем и второй по величине после «Яндекса» игрок на рынке — оказался под блокирующими санкциями США. И чтобы не ставить под удар дочерние компании, продал ключевые активы: стриминги Okko и «Звук» оказались во владении у малоизвестного юрлица «Новые возможности», а сервис такси «Ситимобил» — у компании «Грузовичкоф».

Игры от банка россияне теперь и вовсе не увидят. «Сбер» — не единственная кредитная организация, развивающая экосистемы. В этом списке есть и ВТБ, и «Тинькофф». Сократить количество продуктов могут и они, отмечает партнер консалтинговой группы GRM Сергей Новиков:

«Та ситуация, которая сложилась на банковском рынке в конце февраля-в начале марта, негативно повлияла на банковские системы, в том числе на "Сбер", на те ставки, которые были на рынке, произошло замедление процессов кредитования.

Хотя мы знаем, что экосистема на первом этапе является финансово затратной и генерирует не прибыль, а только отрицательный денежный поток».

Значит ли это, что россияне могут остаться без уже ставших привычными сервисов? Необязательно. «Сбер», например, может продолжить сотрудничество с активами, ранее входившими в экосистему. Подобная модель будет эффективной, говорит директор финансового центра «Сколково—РЭШ» Олег Шибанов:

«Бесшовное присутствие клиента во многих сервисах, которые может предоставлять компания, очень выгодно. Это связано с тем, что есть больше данных о пользователе, и ему можно предложить все необходимые вещи. У экосистем есть будущее, вопрос в том, что они могут строиться по-разному. Но все же возможно взаимодействие равных, когда вы не берете компании под единое крыло, а, например, предоставляете им возможность сотрудничать на своей платформе — это может оказаться более полезным».

В таком случае могут ли пользователи в ближайшем будущем увидеть в магазине приложений, к примеру, банк «Яндекса»? Появятся ли новые продукты? Это уже вряд ли. Во-первых, они не нужны самим россиянам, говорят аналитики. Ведь в кризисное время от услуг и развлечений отказываются в первую очередь. Во-вторых, это сложно для компании. Дело в том, что новые продукты и раньше окупались в течение нескольких лет, сейчас же этот срок увеличивается, а инвестиций, напротив, становится меньше.

Есть и еще одна проблема. Экосистемы — это всегда большие объемы данных, которые нужно защищать. А ресурсов на это в санционных реалиях нет даже у IT-гигантов, считает руководитель компании «Интернет розыск» Игорь Бедеров: «Существует несколько факторов: айтишников в стране недостаточно, не у всех есть необходимая квалификация, нет полноценных комплексных российских решений.

Нельзя бесконечно долго копировать тот опыт, те сервисы, которые были сделаны на Западе, а также использовать в их работе технологии, скрипты и прочее. Рано или поздно это заметят и заберут все обратно».

Зато теперь у российских экосистем не будет конкурентов в лице Google или Apple. В феврале считалось, что только они могут затормозить развитие отечественного рынка.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Хорушевский

Вся лента