«Мы увидели в этом возможность сделать что-то хорошее для людей»

Как INSPECTRUM CLINIC возродил врачебно-летную экспертную комиссию в Уфе

Хотите стать пилотом коммерческой авиации, научиться управлять воздушным шаром или летать в свое удовольствие на небольшом личном самолете? Будьте готовы пройти ВЛЭК — врачебно-летную экспертную комиссию, которая является пропуском для летного состава к полетам или процессу обучения летному делу. Это обязательная процедура для каждого, кто решил связать свою жизнь с авиацией. С 2019 года единственной в Башкирии медицинской компанией, на базе которой работает ВЛЭК, является INSPECTRUM CLINIC. Как так произошло, насколько сложно пройти эту комиссию и как часто необходимо это делать — об этом и не только мы поговорили с генеральным директором медицинской группы компаний INSPECTRUM CLINIC Сергеем Хомутовым.

Ваша компания специализируется на проведении медицинских осмотров для обычных граждан. Как получилось, что вы стали заниматься организацией медосмотров для тех, кто работает или планирует работать в гражданской авиации?

В 2017 году в связи с оптимизацией Уфимского аэропорта была расформирована медсанчасть с функциями врачебно-летной экспертной комиссии. И последующие два года весь достаточно многочисленный летный состав специалистов местной авиации и те, кто планировал поступить в учебные заведения гражданской авиации, были вынуждены проходить ВЛЭК за пределами Башкирии — в Казани, Нижнем Новгороде, Москве… А что это значит? Значительные финансовые расходы: трансфер туда-обратно, аренда жилья на время прохождения комиссии…Не стоит забывать и о факторе стресса: если человек, например, всю ночь провел в пути, а утром проходит обследования, то высока вероятность, что его организм продемонстрирует показатели, не соответствующие требованиям федеральных авиационных правил, в результате чего человек может потерять работу…Среди команды врачей ВЛЭК нашего авиапредприятия были специалисты с 20-летним стажем работы, авиационные врачи во втором поколении…Словом люди, для которых авиация – не просто работа, а призвание, дело всей жизни…Поэтому, когда в 2019 году ко мне, как руководителю Комитета по частному здравоохранению Медицинской палаты РБ, эти специалисты обратились с предложением возобновить работу ВЛЭК на базе INSPECTRUM CLINIC, я согласился. Нам показалось это важным. Мы увидели в этом возможность сделать что-то хорошее для людей, наших земляков, которые занимаются важным для общества делом – следят за здоровьем тех, кто работает в не самых простых условиях, и отвечает за безопасность полетов и, соответственно, всех находящихся на борту воздушного судна – будь то воздушный шар с четырьмя пассажирами или огромный «Боинг».

Требования к организации ВЛЭК для авиационного персонала намного выше, чем к проведению обычных медосмотров. Насколько сложно было запустить работу комиссии?

Скажем прямо, задача была не из простых. Тем более, если делаешь это впервые. По сути, мы шли полную неизвестность... Но я по жизни придерживаюсь принципа «не знаешь, что делать — делай шаг вперед». И мы начали двигаться в этом направлении… Хотя риски были. Например, так как с этой командой врачей я ранее не работал, мне пришлось просто довериться им, положившись на их опыт и компетенции. Плюс получить приказ в Росавиации об утверждении состава ВЛЭК было очень непросто, а еще некоторым врачам из комиссии необходимо было пройти переобучение…Но в итоге всё получилось.

Кто обязан пройти ВЛЭК?

Согласно федеральным авиационным правилам, комиссию должны пройти летный и диспетчерский составы, бортпроводники, курсанты и кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации. Кроме этого, обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат парашютисты-инструкторы, а также пилоты свободного аэростата, то есть воздушного шара.

Сотрудники каких авиакомпаний проходят комиссию в вашей клинике?

Из пассажирских – это Utair, «Икар», Nordwind, «КрасАвиа», Royal Flight, «Уральские авиалинии», «Ямал», «Алтай Авиа». Из местных компаний у нас проходят обследование пилоты вертолетного центра «ХелиПорт-Уфа», Уфимского учебно-методического центра малой авиации, «РусАвиа», а также пилоты санитарной авиации РБ.

Как часто пилоты и бортпроводники должны проходить ВЛЭК?

Коммерческие и линейные пилоты обязаны проходить комиссию один раз в год. Пилоты сверхлегкого воздушного судна, или пилоты-любители, а также бортпроводники – в зависимости от возраста: до 40 лет – раз в пять лет, после – каждые два года.

Есть расхожее мнение, что если у человека здоровье не как у космонавта, то ВЛЭК он не пройдет. Например, зрение должно быть 100%, а вот татуировок на теле быть не должно …Это так?

Требования к состоянию здоровья летного состава гражданской авиации, конечно, не такие, как у космонавтов, но достаточно высокие. Самые жесткие требования к пилотам: они несут ответственность за жизнь пассажиров, экипажа, а также сохранность воздушного судна.

Если говорить про зрение, то оно необязательно должно быть стопроцентным. Конечно, у пилотов оно должно быть лучше, чем у бортпроводников и диспетчеров. У бортпроводника допускается близорукость до -5, зрение диспетчера будет считаться удовлетворительным в диапазоне от -2 до +2. Требования к зрению пилота строже, он не должен страдать ни близорукостью, ни дальнозоркостью – его норматив 1.0 и никак иначе. Ну и дальтоникам в летный состав путь закрыт.

Про татуировки скажу так: по федеральным авиационным правилам у летного персонала их быть не должно. Но мы же люди, всё понимаем… Поэтому, если у человека тату не на открытых частях тела – лице, шее или кистях рук – то ВЛЭК он пройдет. А вот «расписанному» с ног до головы кандидату придется навсегда забыть о покорении неба… В целом, говоря о требованиях к здоровью можно сказать следующее: оно должно быть крепким. И тогда мечта об авиации имеет все шансы сбыться.


ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Вся лента