Продажи откатились

Из-за проблем с поставками новых машин большинство продавцов переориентируются на работу с автомобилями с пробегом

В апреле в Сибири было продано 1970 новых легковых автомобилей — втрое меньше, чем в марте. Спрос кратно снизился почти на все модели, кроме продукции китайского бренда Chery: популярность Chery Tiggo 7 Pro снизились в полтора раза, тогда как остальные бренды упали на треть. В сегменте подержанных автомобилей тенденция спада менее заметна. Спрос на автомобили с пробегом, по данным «Авито Авто», за месяц снизился в среднем на 7%, а предложение осталось на мартовском уровне. При этом самыми популярными среди б/у автомобилей оказались отечественные «семерка» и «шестерка». Эксперты объясняют апрельские результаты авторынка высокой стоимостью новых автомобилей и кредитов, но отмечают, что уже в мае ситуация начала стабилизироваться, а цены снизились на 15%.

Продажи новых легковых автомобилей в регионах Сибири снизились по отношению к марту втрое

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Продажи новых легковых автомобилей в регионах Сибирского федерального округа (СФО) снизились по отношению к марту втрое, сообщил „Ъ-Сибирь“ эксперт «Автостат инфо» Александр Климнов. По данным сервиса, в апреле в Сибири было продано 1970 легковушек. Снижение к тому же месяцу 2021 года составило 83,1%. «Внутри СФО относительно лучший показатель у Республики Алтай с падением „всего лишь“ на 68,3% (доля региона в СФО при этом всего 1%), тогда как наиболее крупные местные рынки в Новосибирской (доля 18,7%) и Кемеровской (18,6%) областях, а также Красноярском крае (18,2%) показали –83,5%, –83% и –81,9%»,— отмечает господин Климнов.

Продажи российских автомобилей в СФО за месяц (с марта по апрель) снизились в 2,8 раза (до 504 шт.), иномарок — втрое (до 1466 шт.). По данным «Автостат инфо», наиболее популярной в Сибири в апреле была марка Lada — покупатели приобрели 438 автомобилей этого бренда (в три раза меньше, чем в марте). На втором и третьем местах по популярности — Kia (247 ед., снижение в 2,9 раза) и Hyundai (188 ед., снижение в 3,8 раза). Китайская марка Chery занимает четвертую строчку со 144 проданными автомобилями и наименьшим падением к марту среди лидеров — число продаж сократилось в 1,8 раза. Chery Tiggo 7 Pro на седьмом месте по популярности среди моделей (66 ед. в апреле), снижение к марту — в полтора раза, в то время как продажи лидеров списка (Kia Rio, Lada Vesta и Hyundai Creta) уменьшились за месяц в три-четыре раза. «Очевидно, что рынок в Сибири падал синхронно со всей страной и особых отклонений ни по брендам, ни по моделям не было, разве что не столь плохо себя чувствовали „китайцы“»,— отметил господин Климнов.

Спрос на автомобили с пробегом в СФО, согласно статистике «Авито Авто», которая рассчитывается на основании интереса пользователей сервиса к объявлениям о продаже, в апреле вырос в среднем на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и снизился на 7,1% относительно марта. Число объявлений о продаже в СФО за год выросло на 6,6%, а за месяц (с марта по апрель) почти не изменилось (+0,6%).

По данным «Авито Авто», средняя стоимость автомобиля с пробегом в Сибири в апреле составляла 600 тыс. рублей. Рост к апрелю 2021 года — 52%, к марту 2022 года — 3,4%. При этом эксперты сервиса отмечают, что в Новосибирской области и Красноярском крае цены выше средних по округу — 850 тыс. руб. и 700 тыс. руб. соответственно. В топ-10 популярных моделей подержанных автомобилей в Сибири вошли две «Тойоты» (Corolla и Camry, шестое и десятое места соответственно) и восемь ВАЗов. На первых трех строчках — «Лады»: «семерка», шестерка» и «десятка».

Директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова сообщила „Ъ-Сибирь“, что в апреле по сравнению с мартом в дилерских центрах компании в Омске было реализовано на 5% меньше новых автомобилей и на 29% меньше подержанных. В Новосибирске, где «Ключавто» реализует только автомобили с пробегом, показатель продаж сократился на 39%. «Это связано в том числе со значительным повышением ключевой ставки ЦБ и, как следствие, с удорожанием кредитов в марте-апреле»,— пояснила она.

Госпожа Овчинникова отметила, что как новые, так и подержанные автомобили существенно выросли в стоимости не только в Сибири, но и по всей стране. «По данным „Автостата“, рост цен по отдельным моделям доходил до 45%. На стоимость авто влияли не только колебания курсов валют, но и логистический кризис, и другие внешние факторы. Сейчас мы наблюдаем некоторую корректировку ситуации — снижение цен по отдельным брендам»,— сообщила директор по развитию «Ключавто». По ее данным, товарный запас автохолдинга составляет около 3,5 тыс. новых и 3,5 тыс. автомобилей с пробегом. «Некоторые бренды действительно приостановили поставки, однако текущий запас позволяет нам реализовывать автомобили в обычном режиме»,— сказала госпожа Овчинникова.

Эксперт авторынка Николай Видинеев отметил, что продажи начали постепенно сокращаться с марта: сперва покупательский спрос стимулировали резкое увеличение курса валют и опасение еще большего роста цен, но затем ажиотаж сменился оттоком покупателей. Наибольшее снижение продаж пришлось на апрель, а в мае ситуация начала стабилизироваться. «Кредитные и лизинговые ставки вернулись на приемлемый уровень, цены после майских праздников упали примерно на 15%. На этом фоне покупательский интерес возрос»,— объяснил господин Видинеев. По его данным, из-за проблем с поставками новых машин большинство продавцов в нынешней ситуации переориентируются на работу с б/у автомобилями. «„Китайцев“ сейчас покупают не потому, что они есть в наличии или цена приемлемее, а потому что перспектива обслуживания на ближайшие годы в китайском бренде 100%-ная»,— пояснил он более стабильный спрос на китайские автомобили.

Господин Видинеев полагает, что в июне снижение цен на автомобили, которые уже сейчас упали до уровня декабря 2021 года, продолжится. «Думаю, что в июне рынок заставит нас опустить цену на уровень осени 2021 года. Для многих это будет фатальным, потому что закуп происходил в феврале или марте 2022 года»,— полагает он. По мнению госпожи Овчинниковой, делать какие-либо прогнозы о дальнейшем развитии рынка пока рано. «Мы надеемся на лучшее, однако даже если политическая ситуация стабилизируется, авторынку потребуется не один год на восстановление»,— считает она.

Дарья Решетникова