Нападению на полицейских нашли смягчающие обстоятельства

Участники конфликта, в результате которого гаишник случайно застрелил азербайджанца, получили намного меньше, чем просила прокуратура

В Новосибирске суд рассмотрел уголовное дело о нападении на сотрудников ДПС в мае 2021 года, которое завершилось убийством одного из задержанных — 19-летнего азербайджанца Векила Абдуллаева. В применении насилия в отношении полицейских и в их оскорблении обвиняли спутников погибшего — Руслана Курбанова и Илькина Исмаилова. Часть обвинений суд исключил, другие переквалифицировал. В итоге вместо затребованных гособвинением 12-ти лет Руслан Курбанов получил втрое меньше, Илькина Исмаилова вовсе освободили от наказания, поскольку он уже отбыл срок, пока шло следствие и суд. Дело в отношении бывшего автоинспектора, выстрелившего в задержанного, еще расследуется.

Руслан Курбанов (слева) и Илькин Исмаилов во время заседания в Октябрьском районном суде Новосибирска

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Октябрьский райсуд Новосибирска рассмотрел уголовное дело о нападении на сотрудников полиции весной 2021 года. Согласно материалам, вечером 28 мая экипаж ДПС в составе Александра Гусева и Дениса Букина дежурил на трассе Р-255 «Сибирь». Автоинспекторы заметили автомобиль Toyota Mark-2 с темными стеклами и выключенными фарами. Один из полицейских подал жезлом сигнал остановки, однако иномарка проехала мимо. Настигнуть Toyota удалось только у гостиницы в райцентре Мошково. Руслан Курбанов, говорится в деле, отказался предъявить инспекторам документы, оскорблял их, а когда полицейские повели упирающегося задержанного к патрульному автомобилю, якобы ударил их. Илькин Исмаилов также оскорблял сотрудников полиции и несколько раз их ударил, указывается в деле.

На видеозаписи, приобщенной к делу, заметно, как водитель Toyota Векил Абдуллаев схватил автоинспектора Александра Гусева за форменную куртку. Тогда полицейский достал пистолет, передернул затвор и начал заламывать задержанному руки, чтобы уложить его на капот. В этот момент произошел выстрел, пуля попала молодому человеку в голову. Его госпитализировали в больницу райцентра, где 30 мая он скончался. Жители Мошково сообщали в соцсетях, что после смерти Векила Абдуллаева в поселок съехалось несколько десятков азербайджанцев из ближайших городов. Глава новосибирской диаспоры азербайджанцев Расим Бабаев тогда заявлял, что соотечественники приезжали в райцентр с мирными намерениями.

В отношении Александра Гусева возбудили дело о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), его задержали. В интернете появилась петиция в защиту сотрудника полиции. Сочувствующие жители Новосибирска требовали его освободить и провести тщательное расследование. В ход следствия вмешался глава СК РФ Александр Бастрыкин, который распорядился передать дело в центральный аппарат своего ведомства. После этого Гусева освободили под подписку о невыезде, под стражей оказались Руслан Курбанов и Илькин Исмаилов, которым предъявили обвинение в применении насилия в отношении полицейских и их оскорблении (ст. 318 и ст. 319 УК РФ).

Как сообщало азербайджанское новостное агентство Trend, депутаты, правозащитники, журналисты и общественные деятели Азербайджана обратились к президенту России Владимиру Путину. Они заявили, что «освобождение из-под стражи полицейского, превысившего свои полномочия», расценивают «как укрывательство и одобрение преступления».

Между тем в деле появился новый эпизод. В телесюжете о происшествии в Мошково житель Новосибирска Евгений Кривошеев узнал в одном из арестованных своего обидчика. По версии следствия, в октябре 2020 года господин Кривошеев, отличающийся активной жизненной позицией, сделал замечание Руслану Курбанову, припарковавшему свой Lexus на газоне. Владеющий бойцовскими приемами Руслан Курбанов якобы сбил мужчину с ног, затем к избиению подключился брат Курбанова Турал. Угрожая убийством, они потребовали у пострадавшего деньги, сообщили правоохранители. Следствие квалифицировало это как разбой (ст. 162 УК РФ). Евгений Кривошеев, по его словам, ранее неоднократно обращался в полицию в связи с нападением, однако никаких мер по задержанию и установлению личности злоумышленников принято не было. «Полагаю, что, если бы правоохранительными органами велась реальная профилактическая работа и по моему обращению была адекватная реакция, ситуации в Мошковском районе могло не произойти, и человек бы не умер»,— написал в соцсетях господин Кривошеев.

Руслан Курбанов и Илькин Исмаилов вину по эпизоду с сотрудниками ДПС отрицали. По их словам, полицейских они не оскорбляли, не оказывали им ни малейшего сопротивления, а те сами вели себя неподобающим образом. «Действия сотрудников полиции носили неправомерный характер, что исключает уголовно-правовую ответственность»,— утверждали их защитники.

В августе 2021 года расследование резонансного дела было завершено, в октябре по нему начался судебный процесс. В прениях сторон гособвинение запросило для Руслана Курбанова 12 лет лишения свободы, для Илькина Исмаилова — 4 года 2 месяца, для Турала Курбанова — 7 лет. Всем — в колонии общего режима. В понедельник, 23 мая, был вынесен приговор.

Обвинение в разбойном нападении на Евгения Кривошеева суд переквалифицировал на ст. 115 (причинение легкого вреда здоровью) и ст. 119 УК РФ (угроза убийством), посчитав, что следствию не удалось собрать доказательств того, что обвиняемыми двигали корыстные мотивы. После потасовки, говорится в деле, нападавшие сразу ушли, ничего не забрав у потерпевшего. Ст. 319 УК об оскорблении представителя власти суд вовсе исключил. Руслану Курбанову по ст. 318, ст. 119 и ст. 115 присудили 4 года 1 месяц в колонии-поселении, Илькину Исмаилову по ст. 318 – 1 год 5 месяцев колонии-поселения, Туралу Курбанову по ст. 115 УК РФ — штраф 30 тыс. руб. Последних двух освободили от наказания, засчитав время их нахождения под стражей. Иски автоинспекторов Александра Гусева и Дениса Букина о компенсации морального вреда будут рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства. Дело в отношении экс-сотрудника ДПС Александра Гусева, выстрелившего, по версии следствия, в задержанного, еще расследуется. Будут ли стороны обжаловать приговор, неизвестно.

Константин Воронов, Новосибирск

Вся лента