Nissan обходит Россию стороной

Насколько ощутимым будет временное закрытие завода в Санкт-Петербурге

Nissan останавливает выпуск автомобилей в России на год, заявил гендиректор компании Макото Учида. По его словам, концерн перестал учитывать собственный российский бизнес в прогнозе до конца марта 2023 года. В начале весны Nissan заявил о полной остановке работы единственного завода в Санкт-Петербурге, а также прекратил экспорт машин в РФ. Также автопроизводитель отчитался об убытках в $408 млн от своих операций в России и на Украине.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В последнее время у Nissan были серьезные проблемы с бизнесом, отмечает президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов: «Нельзя говорить о том, что Nissan являлся каким-то значимым игроком. Он отдавал существенную долю рынка практически всем остальным участникам, в том числе Kia и Hyundai. Если говорить о восприятии, то та же Mazda в глазах российского потребителя смотрелась более премиальной и качественной.

Основные проблемы концерна начались не вчера и не сегодня. Все эти истории с бегством Карлоса Гона из Японии, уголовными делами, спорами о том, кто был главным в этом альянсе — Renault или Nissan, не могли никак не сказаться. Все, что происходило за пределами Российской Федерации, нашло свое отражение здесь — вылилось в отсутствие разработок новых перспективных моделей, как следствие, потерю рыночной доли.

Глобальных проблем с автомобилями Nissan не предвидится. С другой стороны, это дополнительный повод для владельцев машин поменять их на какие-то другие, например, тех производителей, которые не заявляли об уходе с российского рынка. Или на авто, по которым в полной мере поддерживаются гарантийное обслуживание, сервисные контракты и так далее. В неофициальном плане мы же как-то решаем проблемы клиентов по разного рода маркам и будем продолжать это делать».

По итогам апреля Nissan занял 13 место по реализации автомобилей в России, продав всего 605 машин. Это в шесть раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на полное прекращение поставок и остановку работы завода, новые авто все-таки дойдут до покупателя, считает гендиректор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

«Nissan по итогам прошлого года входил в десятку крупнейших участников российского автомобильного рынка. Доля компании составляла чуть менее 4%. Конечно, прекращение производства — довольно негативная информация. Скорее всего, появятся какие-то альтернативные схемы, логистические решения, которые позволят покупателям приобретать их машины. Я думаю, что такие вещи могут производиться в рамках постановления о параллельном импорте.

Другой вопрос в том, что нужно найти людей, которые закупят их в достаточном объеме, поскольку речь идет о десятках тысяч авто. Поэтому, безусловно, доля компании в России существенно сократится и на следующий год составит менее 1%.Что касается остановки работы завода, о конкретных сроках сейчас говорить сложно. Все может измениться как в пользу их увеличения, так и в пользу существенного сокращения. Пока ни у кого нет точной информации — все пытаются принимать решения в моменте, чтобы балансировать между нехваткой комплектующих, политическим давлением и множеством экономических факторов».

Ранее российский АвтоВАЗ объявлял о простое из-за недостатка комплектующих. В конечном итоге завод почти полностью не будет функционировать с 16 по 20 мая. Это связано с перебоем поставок из Китая, где вновь объявили локдаун из-за коронавируса. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров в разговоре с ТАСС отметил, что доля Renault в АвтоВАЗе в мае может полностью перейти под российское управление.

Ольга Сергиенко, Марк Протасевич

Вся лента