Островитяне

Но ни слова про «импортозамещение»

Конечно же, не я первый обратил внимание на это сходство: еще полтора десятка лет назад питерская пресса, например, писала о планах «намыть» к Васильевскому острову в его западной части дополнительной суши, на которой возвести 300-метровый небоскреб и несколько 200-метровых башен. «Со стороны Финского залива контуры этой части города будут напоминать Манхэттен.

Фото: Дмитрий Гронский

К счастью или к несчастью, но ничего подобного вроде бы не случилось. Ну, или пока не случилось. Жилой квартал Golden City в западной части В.О. силуэтом отчасти похож на знаменитый «Манхэттен скайлайн», то есть линию горизонта NYC, но масштаб высотности, конечно же, не тот. Впрочем, исторических параллелей, визуального сходства и прочих аллюзий хватало и до того, как свою алчную деятельность развернули девелоперы. И если посмотреть внимательно, то отличий можно найти не больше, чем в отличии написания английской транскрипции слова «вечность» и названия марки Infiniti.

Реки и мосты

На Васильевском острове я провел четыре апрельских дня, и на второй из них понял, что, вероятно, буду ходить пешком. Даже несмотря на то, что с неба периодически сыпалась снежная крупа, а ветер был такой силы, что поднимал в воздух коробки из-под бананов, оставленные у овощной палатки… Простите, у овощного ларька. Внутри автомобиля было тепло. В кожаных сиденьях цвета крем-брюле постоянно работал подогрев, а панорамная крыша позволяла любоваться прекрасными в своей запущенности мансардами стиля ар-деко. Но где-то причалить у поребрика, чтобы выйти и купить кофе, например, не было никакой возможности. Платная парковка, которой многие по-прежнему так недовольны в Москве, на острове практически отсутствует. Кто не успел с утра занять место, может мучительно наматывать круги — а многие линии имеют одностороннее движение — в поисках куда приткнуться.

Именно «линии». В своей планировке и топонимике российский и американский острова имеют много общего. Манхэттен в большей своей части посечен под прямыми углами на улицы и авеню. Васильевский остров — на проспекты и линии. Несравнимы, конечно же, масштабы — 220 «стрит» против 29 линий. Последних могло бы быть еще меньше, если бы «линией» называлась не улица, а не одна сторона домов.

Ну, а что до парковок... Кто был в Нью-Йорке, тот знает, насколько непросто там пользоваться личным автомобилем, что транспортный поток на Манхэттене имеет преимущественно желтый, «таксишный» цвет, и именно здесь придумали табличку «Don’t even think about parking here» — «Даже не думай…». Однако, в отличие от Васильевского, Манхэттен связан с соседними районами 16 мостами и 21 тоннелем. Остров на Неве таким количеством коммуникаций пока похвастать не может. По данным 2015 года, на В.О. постоянно жили 206 тыс. человек, а в будний день на учебу или работу сюда приезжали еще 135 тыс.

Причальная стенка

Если идти от вестибюля метро «Василеостровская» по Среднему проспекту в сторону перекрестка с 8-й и 9-й линиями в утренний час пик, то трудно не задеть кого-то плечом: тротуары узкие, а пешеходов не меньше, чем на Пятой авеню. Надо быть внимательным, чтобы кофе не облили. На острове множество вузов, главный из которых — Санкт-Петербургский государственный университет. К слову, один из уважаемых университетов США, Колумбийский, находится на 116-й улице Манхэттена.

Или вот еще. Одно из самых посещаемых сегодня мест в Нью-Йорке — это Брайант-парк, расположенный неподалеку от Таймс-сквер. В XIX веке тут было кладбище, а относительно недавно — мрачноватая заброшка. У нас случилась похожая трансформация, только наоборот. Есть версия, что архитектор Доменико Трезини спроектировал на Васильевском острове огромный публичный парк, но со временем он превратился в Смоленское кладбище.

Впрочем, мы тоже имеем опыт приспособления культовых сооружений под культурно-спортивные нужды. Например, в храме Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта в пятидесятые годы был оборудован первый в СССР крытый каток с искусственным льдом, где в том числе тренировались наши будущие чемпионы Белоусова и Протопопов. Неподалеку от здания церкви, которому вернули первоначальную функцию, пришвартован ледокол «Красин». Судно было построено в 1917 году, последние сорок лет здесь работает музей. Кто был в Нью-Йорке, наверняка видел огромный авианосец Intrepid 1943 года постройки, ныне стоящий у причала № 86 в Вест-Сайде.

Фото: Infiniti

Буду поздно

Если очень постараться, то на В.О. при желании можно найти и что-то похожее на «Литл Итали» или «Чайна-таун». Речь, конечно же, не о местах компактного проживания трудовых мигрантов. А о немецкой церкви Святого Михаила или китайском ресторане «Цинь» на 16-й линии. Кстати, принято отмечать креативность жителей Манхэттена. Но, если обратить внимание на то, как называются точки общепита на Васильевском острове, то можно отметить, что, если в Москве фантазии хватает разве что на плебейские «Чайхона № 1» или «Чебуречная № 5», здесь встречается что-то более замысловатое. Например, «Буду поздно» или «Бар культуры и отдыха».

Иосиф Бродский еще до получения Нобелевской премии жил на Манхэттене по адресу Мортон-стрит, 44. Это в Гринвич-Виллидже, в пяти минутах пешком от дома, где киношники поселили Кэрри Бредшоу из «Секса в Большом городе». Но в данном случае это, вероятно, не так важно, как близость набережной Гудзона, по которой поэт якобы любил гулять вечером, потому что место напоминало ему Ленинград. Все вы, конечно, помните: «Ни страны, ни погоста / не хочу выбирать. / На Васильевский остров / я приду умирать». Сергей Довлатов однажды стал свидетелем такого диалога:

— Не знаешь, где живет Иосиф Бродский?

— Где живет, не знаю. Умирать ходит на Васильевский остров.

В нас много общего

Поиск параллелей в том, как устроены два таких разных острова, расположенных в разных полушариях, — это ни в коем случае не попытка что-то «импортозаместить». Это, скорее, игра. Понятно, что картины Васи Ложкина, хранящиеся в музее современного искусства «Эрарта» на Васильевском острове, ценятся на арт-рынке чуть дешевле, чем работы Энди Уорхола в нью-йоркском MoMA. А муралы на стенах построек «СевКабельПорта» рисовали художники менее знаменитые, чем те, что отметились в Манхэттене. Но общее все равно есть. Например, то, что Infiniti QX50 будет одинаково хорош на улицах островов в воскресенье рано утром, когда трафик еще невелик.

Дмитрий Гронский

Вся лента