Под занавес

Пока Macan не электрокар

Компания Porsche на момент публикации этого рассказа приостановила экспорт в Россию, но сохранила тут бизнес, не покинула рынок. Дилеры получают машины и запчасти с локального склада, выполняют гарантийные обязанности. Дело как-то продолжается. Однако наша встреча с кроссовером Macan все равно получилась категорически прощальной. И вот почему.

Внешние отличия после рестайлинга: новые бамперы, молдинги и трехмерные накладки. Боковые зеркала по умолчанию окрашены в цвет кузова, но доступны и черные. Предложены колеса большего размера. Светодиодные фары PDLS уже в базе

Фото: Porsche

Презентация обновленных версий Porsche Macan имела место в середине февраля, а если говорить по-сегодняшнему в те прежние и благополучные еще времена. Когда мысли еще с легкостью удавалось сосредоточить целиком на событиях внутри немецкого автобренда. О котором думается волнительно, даже с некоторым беспокойством, потому что у знаменитой марки сейчас период эпохальных перемен.

Porsche, как прекрасно знаем, всегда создает и продает спорт. Логичным было бы устроить премьеру хитового кроссовера на какой-нибудь гоночной трассе с обилием виражей, куда Macan бы естественно вписался. Но фирма заложила в программу мероприятия… посещение Нововоронежской АЭС. Точнее, не самой станции — ее мы увидели лишь со стороны, — а существующего при ней информационного центра. В котором спортивности, понятно, никакой. Зато, попав туда, можно перенестись в некое описываемое автомобильное будущее.

Ядерная экскурсия

Информационный центр оказался сочетанием музея АЭС и выставки ее достижений. Старые документы и фотографии, новейшие интерактивные стенды. Можно двигать по схеме строений рамку «рентгена» и видеть участки станции в разрезе. Или запустить мультик о процессах реакций. Или даже примерить на свое изображение один из спецкостюмов персонала. Большая, хорошо придуманная экспозиция, масса подробнейшей информации. Пересказа хватило бы на весь журнал. Дилетанту в области атомной энергетики, коим является ваш покорный слуга, любопытно здесь очень.

Но и вначале тревожно, разумеется. Ведь многие современные взрослые россияне при разговоре об АЭС хоть на секунды вспоминают чернобыльскую аварию, я вот не исключение. Наверняка именно поэтому значительную часть лекции сотрудники центра отводят вопросам безопасности. Сообщается, что Нововоронежская сегодня лучше подготовлена к нештатным ситуациям, внешним и внутренним воздействиям, чем не только Чернобыльская, но и печально известная японская «Фукусима». И что риски таких ситуаций совсем уж минимальны.

В энергоблоках используются признанные особо безопасными реакторы, среди них инновационные ВВЭР-1200 — высокопроизводительные, долговечные и одни из самых на сегодня мощных. Да, вот теперь насчет главного — мощности таких станций. За годы эксплуатации Нововоронежской — а пуск первого энергоблока состоялся в середине шестидесятых — она произвела свыше пятисот миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Кстати, всего по стране активны одиннадцать АЭС, в том числе плавучая, строятся еще три. Какая электросилища! И это мы только про мирный атом.

А уж во всем мире — прикидываешь — электричества разными методами производится столько, что и самому Зевсу хватило бы на молнии. Хватит ли нашим потомкам на бесчисленные зарядные станции? Тут и переносишься размышлениями в обозримые уже грядущие времена, где нас — хотим того или нет — поджидают многообразные электрокары. И непременно электрокары Porsche тоже…

Электричкой я поеду

Недавно мне было откровение. Мы беседовали с менеджерами компании Bentley, у которой с Porsche, напомню, тесное партнерство и своего рода общефольксвагеновское единомыслие. Разговор велся о неотвратимой электрификации модельной гаммы. «Но с чем же, — спрашиваю, — останутся адепты ваших могучих бензиновых моторов?» И по аккуратным ответам англичан вдруг понял, что консервативная часть публики для них уже, представьте, вроде обузы. А логично. Если марка стремится быть продвинутой и — внимание — продаваемой, ей сейчас необходимо ориентироваться только на прогрессивных клиентов, экономить на технических реверансах неактуальным консерваторам. Вот и марка Bentley вся целиком — туда же, к модным розеткам. Традиционными эти машины останутся лишь в плане эксклюзивности.

А машины Porsche новой прогрессивной волны останутся спортивными. И что обязательно: свою культовую девятьсот одиннадцатую немцы еще надолго сохранят бензиновой. Однако какое при этом громадье электроамбиций!

Ожидается, что в 2025 году пятьдесят процентов новых Porsche будут либо гибридными, либо полностью электрическими. Пять лет спустя доля чистых электромобилей должна вырасти и составить более восьмидесяти процентов в объеме всего фирменного производства! Для достижения этих целей компания вместе с партнерами сейчас активно инвестирует в собственную зарядную инфраструктуру и в разработки аккумуляторных систем. Решено, что электрокарами в перспективе обернутся модели 718, Cayenne, Panamera.

А уже в следующем году появится Macan нового поколения — да, уже чисто электрический. Бензиновые версии нынешней генерации еще какое-то время продолжат выпускать параллельно — для инертных рынков. И все равно здесь, рядом с Нововоронежской АЭС мы по сути провожаем Macan с привычными ДВС в архив истории Porsche.

Последние

Итак, под занавес кроссовер обновили. Самое важное: увеличена мощность и пересмотрена линия модификаций. Базовый Macan 2.0 прибавил двадцать сил и выдает теперь 265. Следующим в линейке идет новое и также двухлитровое исполнение Macan T — литера от слова Touring. Вариантам S и GTS с моторами V6 2.9 добавили, соответственно, двадцать шесть и шестьдесят сил — до 380 и 440. При этом Macan GTS по мощности нагнал топ-версию Turbo, которую поэтому теперь упразднили. И еще у всех версий прибавка в крутящем моменте на 30—40 Нм.

Ехать нравится на любом из кроссоверов — ибо Porsche полумер не знает. На мой взгляд, Macan вообще лучший представитель класса. Прекрасно сбалансированный, выверенный и отточенный почти до совершенства драйверский автомобиль. Разве исполнения S и GTS, по умолчанию имеющие активные элементы подвески, жестковаты, но принимаю это как жанровое условие. Ну и отдача V6 может показаться чрезмерной, а рьяно отзывающийся на добавления газа GTS — даже этим слегка и утомить. Базовый Macan — предостаточный. Особые комплименты роботизированной коробке PDK: прям настоящий орднунг плавных действий. И тормоза образцовые.

Традиционное топливо и принцип действия мотора внутреннего сгорания «от взрыва» все-таки решают. Довелось немало поуправлять электрокарами Porsche Taycan, ездил на разных версиях. Да, впечатляюще. Но за рулем бензиновых автомобилей фирмы испытываешь особенные переживания: ты в центре бурных — и абсолютно подконтрольных — физических событий. Такое не забывается, приятную сочную громкость не хочется менять на умеренный электрический звуковой фон. Мы настолько привыкли к Porsche с ДВС, что славный Taycan все еще кажется иногда перфекционной имитацией эксперимента ради.

Согласитесь — правильно же, чтобы электромобили выигрывали у бензиновых и дизельных в честной потребительской конкуренции, а не по указанию сверху. Но тут ничего не поделаешь, привычки надо бы постепенно менять и такому инертному рынку, как российский. Благо еще можно купить такой настоящий Porsche Macan. Сколько стоит у нас? «Цены пересматриваются и будут сообщены позднее», — пишет официальный сайт. Без комментариев.

Александр Катаев

Porsche Macan

Двигатель, тип бензиновый, L4
Объем двигателя, куб. см 1984
Максимальная мощность, л.с. при об/мин 265 при 5000
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 400 при 1800
Трансмиссия РКП, 7
Привод полный
Максимальная скорость, км/ч 232
Разгон от 0 до 100 км/ч, с 6,4
Средний расход топлива, л на 100 км 9,3
Вся лента