«Тинькофф» оказался в зоне иска

Что известно о претензиях клиентов банка

Заработавшие на обмене валют клиенты Тинькофф-банка подали на него в суд. В кредитной организации ответили, что готовят встречные иски и будут отстаивать свою позицию. В конце февраля потребители сумели выгодно конвертировать рубли в доллары и евро, после чего «Тинькофф» заблокировал их счета и списал деньги. В банке считают эти операции «незаконным обогащением». Опрошенные “Ъ FM” юристы разошлись в оценке перспектив этого конфликта. Подробности — у Даниила Бабкина.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В конце февраля курс доллара день за днем обновлял исторические рекорды. 28 числа, например, американскую валюту на бирже можно было купить за 109 руб., а в Тинкофф-банке — примерно за 150 руб. Но находчивые клиенты обнаружили уязвимость: оказалось, если конвертировать рубли в фунты, а фунты в доллары, те в итоге обойдутся покупателю в 88 руб. Так, некоторые потребители заработали миллионы. Правда, через месяц «Тинькофф» деньги списал, а счета заморозил. И теперь их держатели обращаются в суд.

Один из них, москвич Юрий, считает, что оснований для блокировки у банка не было: «Суть претензии в том, что банк в одностороннем порядке без решения суда сначала заблокировал счета, потом сделал списание. Он пытается апеллировать к тому, что курсы были некорректными. Откуда мы знали, корректные они или нет? Кредитная организация должна отслеживать на своей стороне. То есть они откатили эти операции — теперь у меня на счетах минус 10 млн руб.»

Встречные иски планирует подать и сам «Тинькофф», который настаивает на «неправомерном обогащении» клиентов. И не исключено, что суд прислушается к его доводам, считает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин: «Если я простой клиент, и у меня на счете лежит, допустим, 10 млн руб. Я вижу, что могу очень выгодно купить доллары — пошел и купил. Если есть возможность приобрести их по 50 руб. и потом, использовав хитрые конверсии, продать по 100 руб., это могут счесть за злоупотребление правом со стороны клиента. В данной ситуации суд может встать на сторону банка».

Впрочем, мнения юристов разделились примерно поровну. Например, партнер FMG Group Николай Коленчук уверен, что о неправомерном обогащении речи идти не может — действия клиентов банка были законными: «Приложение в данном случае предлагает совершить определенные сделки, купить что-то по одной цене, продать — по другой. Соответственно, здесь банку причинило ущерб само приложение. Поэтому я считаю, что неосновательное обогащение доказать будет крайне проблематично. Единственный вариант, который я вижу, — стоять на том, что это была какая-то технологическая ошибка, сбой, и требовать возврата денег».

Адвокат Андрей Саунин предлагает обратиться к судебной практике. И хотя точно такие же ситуации вспомнить сложно, в похожих случаях решение принимается в пользу банка, отмечает он: «Ошибки кредитных организаций происходили не только в этом году и не только в "Тинькофф". Судебная практика по аналогичным спорам уже сформировалась: обычно суд встает на сторону банка, если будет доказано, что человек понимал, что это какой-то сбой. Вместе с этим организации обращаются в правоохранительные органы , чтобы выяснить, откуда стала доступна информация о техническом сбое, были ли действия со стороны их сотрудников».

В «Тинькофф» в ответ на массовые жалобы пообещали, что будут решать проблему с каждым клиентом индивидуально. Судебные иски, по словам одного из заявителей, подали два десятка человек. Но желающих отстоять свои права значительно больше.

Сабина Адлейба

Вся лента