«Яндекс» заходит на вторичный рынок

Сможет ли компания конкурировать с Avito и «Юлой»

На рынке подержанных товаров в России появился новый игрок, им стал «Яндекс.Маркет». Пока на площадке можно купить только бывшие в употреблении смартфоны, однако ассортимент обещают расширить. Причем продавцами будут выступать не физические лица, как на сайтах Avito и «Юла», а юридические. «Яндекс» собирается сотрудничать с компаниями, которые смогут дать гарантию на товар. Насколько успешной может быть такая стратегия? Разбиралась Лилия Галявиева.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

В марте из-за падения курса рубля и проблем с логистикой новые смартфоны подорожали примерно на треть, писал “Ъ”. Судя по всему, это и спровоцировало активность россиян на вторичном рынке. Сегментом заинтересовался «Яндекс.Маркет» — по словам представителей площадки, ресейл активно развивался и в прошлом году. Пока в продаже можно найти только подержанные гаджеты — некоторые на 60% дешевле, чем новые, и с трехмесячной гарантией от продавца. Вскоре в ассортименте появится одежда, в том числе от люксовых брендов, сообщила представитель пресс-службы «Яндекс.Маркета» Наталья Брус:

«"Маркет" планирует расширять ассортимент б/у товаров категории электроники и бытовой техники, а затем масштабировать это направление на другие. Например, на детские и спортивные вещи, товары для дома и ремонта. Также он запустит перепродажу одежды и обуви в сотрудничестве с крупными ресейл-платформами. На маркетплейсе можно будет приобрести одежду, обувь и аксессуары в сегментах премиум и люкс».

В первом квартале рос не только спрос на подержанную технику, но и интерес россиян к программам trade-in. По данным РБК, количество желающих сдать старые гаджеты выросло вдвое. Тем не менее пока рынок б/у техники в России небольшой. Ее продажи занимают 5% от общего объема. Так что «Яндекс.Маркет» вряд ли выиграет от этой инициативы, говорит партнер аналитической компании Data Insight Борис Овчинников:

«Предложения по продаже б/у электроники в крупных интернет-магазинах появлялись и раньше, но при этом никогда не было ощущения, что это какой-то большой, значимый сегмент рынка.

Можно, конечно, предположить, что в новой реальности, когда ограничен импорт товаров многих брендов, спрос на подержанную технику — при этом не с рук, а от проверенного продавца — может вырасти. Но опять-таки я не могу сказать, насколько существенным с точки зрения масштаба всего бизнеса "Яндекс.Маркета" может быть подобная прибавка».

По данным «Ведомостей», «Яндекс.Маркет» рассчитывает заместить часть дефицитной продукции. На восстановление логистических цепочек нужно время, которое площадка может использовать себе в плюс, например, привлечь аудиторию. Основное конкурентное преимущество — товары от проверенных продавцов. Правда, не для всех потребителей это будет очевидным достоинством. Чтобы занять свою долю на рынке, компании придется вложиться в маркетинг, говорит управляющий партнер коммуникационного агентства Svoboda Марк Шерман:

«Привычка потребителя есть и к Avito, и к "Яндексу". И мы будем наблюдать битву маркетинговых бюджетов, причем очень серьезную, чтобы дойти до каждого потенциального потребителя и чтобы монетизировать ту базу, которая у "Яндекса" уже есть. Тут просто желание занять все возможные ценовые и продуктовые ниши, иными словами, они поймали тенденцию, поймали спрос. Если увидят, что ситуация выправляется, логистические цепочки восстанавливаются, и у людей интереса нет, они вполне могут сказать, что был такой эксперимент — теперь мы начинаем действовать по-другому».

Собеседники “Ъ FM” склонны считать, что планы «Яндекс.Маркета» по выходу на рынок подержанных товаров можно считать скорее экспериментом. Тем не менее многое будет зависеть от того, как скоро нормализуется ситуация с поставками. Вероятно, в ближайший месяц рынок ресейла будет только расти.

Светлана Белова, Елена Иванова

Вся лента