Демифологизация циклической экономики

Как превратить отходы в питание для системы

«Ъ-Регенерация», руководитель отдела инноваций Фонда Эллен Макартур в 2010-2018 года, Кен Вебстер и основательница Moscow Circular Екатерина Егорова, пионер циклической экономики Фонда Эллен Макартур, развенчивают самые распространенные мифы о предмете, которые особенно укоренились в России.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Первый миф: циклическая экономика — это об управлении отходами

Все намного тоньше. Циклическая экономка — это подход к созданию и обслуживанию товаров, их компонентов и материалов, из которых они сделаны. Он заключается в сохранении их свойств, качества или целостности, чтобы со временем возвращать материалы, компоненты и продукты в цикл с большей отдачей. Это экономика управления материалами. В циклической экономике нет понятия «отходы», но есть понятие «еда». Согласно концепции «От колыбели до колыбели» Михаэля Браунгарта и Уильяма Макдонаха, это экономика питательных веществ. Задача — управлять продуктами, компонентами, материалами и другими потоками ресурсов по всей цепочке создания стоимости, чтобы в конце они имели большую ценность. Для этого нужно отслеживать и распознавать такую ценность по мере их движения в системе.

Второй миф: циклическая экономика перерабатывает все отходы, возвращая их в цикл

Основные задачи циклической экономики: создавать вещи так, чтобы они не производили отходов и загрязнений, сохранять их ценность в системе на протяжении их жизни и быть уверенным, что после ее истечения компоненты системы смогут безопасно в нее вернуться. Ресурсы, которые возвращаются в биосферу, должны обогащать ее. Одна из главных задач циклической экономики — сохранять чистоту материалов и точно знать, из чего состоит продукция. Тогда мы получим на выходе не отходы, а ценные молекулы, качество которых мы продлеваем в продукте и системе как можно дольше. Основной вопрос — что будет с материалом или компонентом после окончания его жизни. Если вы не знаете на него ответа или ваш ответ «Мне не важно», значит, вы не в циклической экономике.

Третий миф: циклическая экономика и «ноль отходов» — это одно и то же

Согласно концепции «От колыбели до колыбели», «ноль отходов» предполагает уменьшение потребления ресурсов, а под циклической экономикой понимается системный подход, когда с помощью проектирования создаются экологически рациональные решения. Михаэль Браунгарт использует простую идею о том, что «меньше вреда не равно пользе». Концепции дополняют друг друга, но цели их различны. Есть реальный риск в том, что под концепцией «ноль отходов» подразумевается «ноль отходов на свалку», то есть сжигать можно.

Четвертый миф: бизнесу не выгодно использовать циклические решения

Если бизнес сможет сохранить максимальную ценность материалов, делая товары по принципам циклического дизайна, то получит возможность заключать сделки с другими участниками цепочки поставок и создавать ценность для всех. Цифровизация играет ключевую роль в изменении бизнес-моделей. Если бизнесы хотят идти к цикличности, им нужно найти ответы на три вопроса о товарах и используемых материалах: откуда проявился материал или товар? Из чего именно он состоит? Что будет с компонентами после окончания их жизненного цикла?

Если вы проектируете продукт, который легко разобрать на компоненты в конце жизненного цикла, эти компоненты можно использовать и дальше, в том числе в своем производстве. На вопрос «Что дальше?» нужно ответить на стадии дизайна. Если этого не сделано, теряются ценность материалов и потенциальный доход. Проектировать без отходов и загрязнений равносильно тому, чтобы вместо них на выходе получить нутриенты и ценные компоненты, которые могут увеличить доходы компании.

Пятый миф: циклическая экономика строится на идеально замкнутых циклах переработки

Циклы всегда дают утечку. Но в циклической экономике утечка не проблема, так как поставляет системе питание. Все циклы несовершенны. Циклическая экономика не работает как магическая машина, возвращая все материалы в цикл. В природных системах вещества не хранятся в одном месте. Например, углерод есть и в почве, и в атмосфере. И есть движение в цикле, но оно неидеальное: в нем есть утечки, которые позволяют использовать вещества, например, для построения бизнеса. В результате это не идеальный цикл, а направление движения, в котором будут производиться, потребляться и обмениваться материалы и товары в будущем.

Шестой миф: сжигание отходов для получения энергии — хорошее решение, так как их становится меньше, а пользы больше

Почти никогда сжигание отходов не становится хорошим решением. Для некоторых материалов, которые не могут быть восстановлены в качестве «питательных веществ», или сильно загрязненных материалов сжигание, возможно, является «наименее плохим» вариантом. Но это не является частью экономики замкнутого цикла, даже если в результате мы получаем энергию — например, от сжигания пластика: это вариация сжигания ископаемого топлива, а не возобновляемая энергия.

«Ноль отходов» не цель. Цель — создать и преумножить природный, социальный и экономический капитал. Циклическую экономику иногда ошибочно рассматривают как эффективное использование ресурсов, поэтому рекуперация энергии путем сжигания кажется разумной. Но это лишь свидетельствует об отсутствии дизайнерского мышления.

Седьмой миф: для решения климатического кризиса достаточно перейти на возобновляемую энергию и увеличить энергоэффективность

Этого недостаточно. Необходимо перестроить процесс производства и потребления и экономическую модель с линейной на циклическую. Климатический кризис — пример обратной связи, он демонстрирует зависимость между количеством веществ, помещенных в атмосферу, и их воздействием. Изменение климата не остановить, но его можно смягчить. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо решать обе задачи: переходить на альтернативную энергию и менять процесс производства и потребления переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Но 45% выбросов связано с производством материалов и товаров. В циклической экономике выпуск товаров требует гораздо меньше энергии. Может возникнуть вопрос: «А если мы просто перейдем на ВИЭ, а производство оставим линейным?» При существующих темпах роста населения запрос на получение новых товаров начнет съедать сэкономленные ВИЭ выбросы.

Восьмой миф: циклическая экономика касается только материалов и не касается ВИЭ

В основе циклической экономики лежат переход к ВИЭ и отсутствие отходов в привычном смысле. Циклическая экономика — это торжество разнообразия, в том числе биоразнообразия и капитала, предполагая переход к ВИЭ на распределенном уровне.

Энергию солнца и ветра можно улавливать повсюду, хранить и использовать локально. Распределенные системы более устойчивы при сбоях в сетях. Под альтернативной энергией в циклической экономике обычно понимают солнце, ветер и батареи. Атомная энергия не считается возобновляемой из-за проблем с отходами.

Девятый миф: экономическое благополучие невозможно при сокращении производства

В циклической экономике речь идет не о меньшем процветании, а о другом виде благополучия. ВВП измеряет экономическую активность. Она снижается, например, если вместо покупки нового телефона вы пользуетесь им долго и ремонтируете. Поэтому ВВП — плохой индикатор для циклической экономики. В ней вы можете снижать затраты на ведение бизнеса. Но если вы уменьшаете затраты, то, согласно парадоксу Джевонcа, возникают дополнительные расходы. Парадокс состоит в том, что технологические улучшения увеличивают эффективность использования ресурса, одновременно снижая его стоимость и цену. Все это приводит не к снижению потребления ресурса, а, наоборот, к росту. Получается обратный эффект. И это вызов.

Отдельный вопрос: насколько экономика устойчива, в том числе к потрясениям? Если экономика эффективна, но хрупка, то, например, сильный шторм может на недели оставить людей без электричества. Экономика, которая не выдерживает потрясений, не может считаться стабильной или надежной. Циклическая экономика рассматривает товарно-производственный обмен на всех уровнях: от локального до глобального — и должна теоретически быть устойчивее. Точного ответа на вопрос, будет ли это так, пока нет. Есть вероятность, что благодаря большему запасу ресурсов, компонентов продуктов и материалов экономика будет устойчивее, а люди — обеспеченнее и, вероятно, счастливее. ВВП в таком случае может фиксировать меньшую активность, но общая удовлетворенность может быть выше.

Кен Вебстер руководитель отдела инноваций Фонда Эллен Макартур в 2010–2018 годах, приглашенный научный сотрудник Университета Крэнфилда и основательница Moscow Circular Екатерина Егорова, пионер циклической экономики Фонда Эллен Макартур

Вся лента