Смартфоны смели по сусекам

Продажи устройств китайских брендов удвоились

Продажи китайских смартфонов в России в начале марта выросли в два раза, подсчитали в МТС. Речь идет о брендах Huawei, Honor, Oppo, Vivo и Realme. Устройства Xiaomi остаются в дефиците с конца 2021 года. С начала конфликта на Украине россияне активно скупали самые популярные модели смартфонов Apple, Samsung и Xiaomi, а потом переключились на более бюджетные устройства, которые остались в наличии, говорят эксперты. Пока на рынке сохраняется дефицит, но поставки могут начаться в апреле, ожидают аналитики.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

С 28 февраля по 13 марта продажи смартфонов китайских брендов в России выросли в два раза по сравнению с двумя предыдущими неделями, рассказали “Ъ” в МТС. По данным компании, продажи устройств Huawei за первые две недели марта увеличились на 300%, Oppo и Vivo — на 200%, ZTE — на 100%, а Realme — на 80%.

Кроме того, фиксируется повышенный спрос на кнопочные телефоны, добавляют в компании.

Если ранее интерес покупателей к фичефонам постоянно падал, то за последние две недели их продажи, по оценке МТС, увеличились на 12%.

В розничной сети МТС доля Realme в продажах всех смартфонов выросла с 5,7% до 12%, Honor — с 2,5% до 5%, ZTE — с 1,2% до 3%, Oppo — с 0,4% до 1,5%, а Vivo — 0,3% до 1%. Доля смартфонов Huawei в продажах сети увеличилась с 0,1% до 0,5%. Продажи Xiaomi не учитывались, поскольку наблюдается некоторый дефицит моделей этого бренда с конца прошлого года, отметили в МТС (см. “Ъ” от 14 февраля). В Vivo “Ъ” подтвердили многократный рост продаж в РФ за последние две недели. В Realme согласны с оценками МТС и ожидают дальнейшего роста доли на российском рынке. В Oppo и ZTE отказались от комментариев. В Xiaomi и Honor не ответили “Ъ”.

Директор департамента «Мобильные средства связи» «Марвел-Дистрибуции» Вадим Таланюк подтверждает, что за последние две недели спрос на смартфоны вырос в среднем в два-три раза, если сравнивать с показателями февраля.

По его мнению, спрос будет падать в ближайшем будущем из-за роста цен, который, скорее всего, продолжится. В «М.Видео-Эльдорадо» наблюдают высокий спрос на смартфоны в целом в последние недели: «При этом пик интереса к флагманам прошел, а спрос перераспределился в средний ценовой диапазон, где всегда были сильны китайские производители».

Собеседник “Ъ” в одном из ритейлеров, напротив, утверждает, что в марте спрос на телефоны сократился и сместился в сторону бытовой техники: «Свою роль сыграл рост цен: за последний месяц средняя стоимость смартфона увеличилась в среднем на 30% на фоне снижения объемов поставок».

Рост продаж китайских смартфонов в абсолютном выражении не столь впечатляющий — речь идет о сотнях и тысячах аппаратов, говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его оценке, в период с 24 по 28 февраля продажи смартфонов выросли в четыре раза, если сравнивать с предыдущими днями — спросом пользовались наиболее популярные модели Apple, Samsung и Xiaomi. «В первые дни марта продажи упали в 14 раз, потребители скупали уже то, что осталось на полках — не популярные, но недорогие модели китайских вендоров»,— рассказывает эксперт. По его словам, из-за волатильности курса рубля ритейлеры не делают крупные закупки у производителей, поэтому сейчас на рынке дефицит: «Поставки могут начаться в апреле».

Рост показывают бренды, которые готовы удовлетворить спрос и имеют достаточный запас на складах, отметил руководитель направления «Смартфоны» «AliExpress Россия» Аркадий Маркарьян.

При этом, по его оценке, происходит смещение интереса пользователей в сторону недорогих и средних по цене смартфонов, где представлен большой ассортимент китайских производителей.

Пользователи, которым нужна только голосовая связь, в условиях повышенного спроса предпочтут купить кнопочный телефон вместо смартфона, добавляет он. На рост продаж в целом, по его мнению, повлияло желание пользователей совершить покупку сейчас, не откладывая на потом.

Анастасия Гаврилюк

Вся лента