Увидеть Альпы и умереть

Как эвтаназия превратилась в одно из туристических «направлений»

С увеличением числа государств, допускающих эвтаназию, мир столкнулся с новым видом туризма — путешествием за смертью. Основными центрами такого туризма стали европейские страны — Швейцария, Бельгия и Нидерланды.

Фото: Philippe Wojazer / Reuters

«Поездка в Швейцарию»

Когда речь заходит о Швейцарии, то в голову приходят горнолыжный спорт, шоколад, часы и банки. Еще одним символом Швейцарии вполне может считаться «эвтатуризм», поскольку именно в Швейцарию чаще всего отправляются люди, желающие прекратить свое существование в больничных условиях. Начало этому было положено 80 лет назад, когда Швейцария стала первой страной мира, де-факто легализовавшей эвтаназию. Швейцарцы не были бы швейцарцами, если бы сделали это просто и прямо. Представители Конфедерации с удовольствием отвергнут все обвинения в том, что страна занимается «эвтатуризмом», обратив внимание на то, что эвтаназия запрещена государством и наказывается крупным штрафом или даже некоторым тюремным сроком.

Но это вопрос скорее семантический. Швейцарское законодательство действительно запрещает эвтаназию, под которой понимают непосредственное убийство из сострадания или по медицинским показаниям.

Зато законы страны не запрещают так называемые ассистированный суицид или ассистированный уход из жизни, если «ассистент» не имеет никакой материальной выгоды.

Более того, в отличие от стран, которые приняли свои законы об эвтаназии позже, швейцарские правила фактически никак не ограничивают пол и возраст желающих воспользоваться такой услугой и не требуют, чтобы «ассистентом» был обязательно врач. Кроме того, швейцарское законодательство никак не устанавливает никаких специальных ограничений для желающего прекратить свою жизнь в том, что касается возраста, диагноза или стадии заболевания.

Необходимо лишь соблюдение двух условий: человек должен «разумно объяснить» свое желание и иметь физическую возможность самостоятельно принять необходимые препараты (ведь эвтаназия, то есть активное участие «ассистента» в прекращении жизни, запрещена). Все прочие требования — исключительная инициатива швейцарских специализированных негосударственных организаций, которые, собственно, и контролируют рынок «ассистированного ухода из жизни».

Их в стране несколько десятков, но самая известная в мире — Dignitas, пионер на рынке эвтатуризма, созданная в 1998 году. По данным Международной федерации обществ права на смерть (WFRTDS), в начале века Dignitas насчитывала 1,7 тыс. членов, из которых не менее 1 тыс. были гражданами иностранных государств.

Именно благодаря деятельности Dignitas в мире появился эвфемизм «поехать в Швейцарию», то есть пожелать эвтаназии или «ассистированного ухода из жизни».

По данным эксперта в этой области, доктора Саскии Готье из Института судебной медицины при Университете Цюриха, деятельность Dignitas привела к значительному росту такого рода туризма, да и вообще к появлению этого феномена. По самым свежим данным, только в 2020 году Dignitas приняла участие в умерщвлении 3248 человек, большинство из которых были иностранцами.

Смертельная медицинская помощь

На швейцарский опыт так или иначе опирались в других странах, когда речь заходила о принятии законов, облегчающих эвтаназию или ассистированный уход из жизни. В Бельгии, к примеру, власти попытались принять меры для того, чтобы свести эвтатуризм к минимуму. Законодательство здесь жестче. Эвтаназия в Бельгии разрешена, но ее применение куда более четко ограничено всевозможными правилами.

Ее могут проводить только врачи, необходимы несколько заключений о допустимости процедуры. Правда, говорят некоторые эксперты, желающему закончить дни в Бельгии может помочь, например, то, что в ЕС действует правило, в соответствии с которым врач из одной страны-члена может заниматься практикой в другой. Таким образом, лечащий врач из страны, в которой эвтаназия запрещена, может сопровождать своего пациента в Бельгию.

В Бельгии, как и в Швейцарии, нет обязательного условия, что пациент смертельно болен. Достаточно критерия непереносимого страдания (физического или психологического) без прогнозов к улучшению. В этом случае предусмотрен период ожидания в 30 дней, после которого эвтаназия может быть проведена.

Кроме того, как и в Швейцарии, право на эвтаназию имеют и дети. Правда, в этом случае они должны быть признаны неизлечимо больными и находиться в терминальной стадии болезни. Как бы то ни было, только в одном 2018 году в стране были по собственному согласию и с участием врачей умерщвлены 2357 человек, то есть в день осуществлялось по шесть эвтаназий.

В недавнем исследовании, посвященном эвтаназии, которое было опубликовано в журнале Forbes, Брюссель был назван «столицей эвтаназии».

Одно из объяснений — восприятие бельгийцами эвтаназии отлично от восприятия в других странах. Для них она — одна из форм доступной медицинской помощи, которую покрывает стандартный ежемесячный взнос за медицинскую страховку. Стоимость процедуры — примерно $3,5 тыс. При этом сумма не возвращается пациенту, даже если он в последний момент решил отказаться от этой медицинской услуги.

Когда нельзя, но очень хочется

Предположительная доступность эвтаназии или опасения относительно того, что ее легализация может привести к эвтатуризму, не раз использовались ее противниками для того, чтобы провалить попытки легализации. Так, к примеру, законопроекты о легализации эвтаназии в Нью-Мексико и Арканзасе, как утверждает тот же Forbes, были торпедированы в том числе и тем, что законодатели испугались притока «туристов смерти» из других штатов США. Похожие возражения использовались и в европейских странах.

Тем не менее во Франции, к примеру, нашли свой вариант легализовать эвтаназию де-факто, продолжая соблюдать формальный запрет. Там разрешили так называемую паллиативную седацию — применение внутривенных седативных препаратов до тех пор, пока пациент не умирает. Формально в этом случае смерть (которую обычно ускоряет эта процедура) рассматривается лишь как побочный эффект, но не как непосредственный результат процедуры. Более того, у научного сообщества нет однозначного мнения относительно того, насколько эффективно процедура ускоряет смерть. Соответственно, она с юридической точки зрения не может рассматриваться как эвтаназия.

Страны, допускающие паллиативную седацию, разумеется, не находятся на первых местах списка популярных направлений для туристов, ищущих смерти: процедура продолжительна, безусловно дорога, а ее использование слишком бюрократизировано для того, чтобы соперничать с услугами, предоставляемыми в Швейцарии или Бельгии.

Андрей Келекеев

Вся лента