Бизнес с высокими принципами

ESG-повестка

ESG-стандарты уже стали важнейшим фактором для привлечения капитала в мире. Глобальный объем выпуска устойчивых долгов в 2022 году составит $1,8 трлн, а в 2025 году — $3,8 трлн. Развитие ESG-принципов становится трендом и в России, но для отечественных компаний — это все еще больше репутационная история.

ESG-инвестирование — важнейшее направление на мировом финансовом рынке, которое пришло на смену «зеленому/экологичному» инвестированию. Сейчас уже недостаточно быть просто «зеленой» компанией, нужно соблюдать принципы ESG (environment, social, governance), то есть держать высокие стандарты корпоративного управления, ответственно относиться к окружающей среде и обладать высокой социальной ответственностью, отмечает исполнительный директор департамента ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

По оценкам Bloomberg, в 2021 году в мире было выпущено устойчивых долговых инструментов на сумму более $1,6 трлн. Объем выпуска «зеленых» облигаций удвоился, превысив $620 млрд, объем выпуска социальных облигаций и облигаций устойчивого развития в совокупности достиг рекордных $400 млн, чему способствовали гособлигации наднациональных организаций, а чистые притоки в ETF ESG выросли до рекордных $128 млрд, добавляют аналитики BCS Global Markets.

Практическая оценка соответствия принципам ESG осуществляется за счет присвоения ESG-рейтингов. Этим занимается как «большая тройка» — S&P, Moody’s, Fitch, так и специализированные международные и местные рейтинговые агентства. Например, RAEX-Europe публикует ESG-рейтинг по 150 публичным российским компаниям.

«Инвесторы в Европе смотрят на соответствие ESG-критериям каждой ценной бумаги, которую покупают. И если российскому эмитенту нужен будет внешний рынок фондирования (например, для рефинансирования имеющихся еврооблигаций), то надо уже сейчас вести определенную работу в этом направлении»,— советует аналитик ФГ «Финам» Алексей Ковалев. Хороший рейтинг — один из критериев выбора при покупке акций или облигаций эмитента, с низким рейтингом придется занимать дороже. По подсчетам ВЭБ.рф, скидка по ставке в валютных заимствованиях эмитентов «зеленых» облигаций достигает от 0,15% до 0,25%.

Первое место по выпуску «зеленых» облигаций в мире, по данным Climate Bonds Initiative, занимает Европа с долей более 20% (по прогнозам агентства, в 2022 году объем выпуска «зеленых» бондов составит около $1 трлн), Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует в выпусках социальных облигаций с долей более 30%. Среди стран первой тройки — США и Германия. Франция по итогам прошлого года уступила место Китаю. В условиях растущего спроса в 2022 году глобальный объем выпуска устойчивых долговых обязательств составит $1,8 трлн, а в 2025 году — вырастет до $3,8 трлн, оценивает Институт международных финансов.

Вопрос репутации

В России принципы ESG распространены в основном среди крупного бизнеса, экспортно ориентированных компаний и банков. Как отмечает старший вице-президент банка «Открытие» Екатерина Чиркова, в широком смысле тема ответственного финансирования достаточно нова: в большинстве своем бизнес еще не готов нести дополнительные расходы, связанные с разработкой стратегий устойчивого развития и системным внедрением ESG-инициатив. Наличие мер стимулирования и господдержки, предполагающих льготное финансирование устойчивых проектов, могло бы ускорить этот процесс, считает госпожа Чиркова.

По оценке RAEX, на конец 2021 года среди 75 крупных российских компаний (как публичных эмитентов, так и непубличных, раскрывающих часть информации про факторы ESG) только 51% сообщил о следовании целям в области устойчивого развития. Еще меньшая доля компаний публикует ESG-отчеты в соответствии с международными стандартами.

Объем портфеля ESG-кредитов корпоративным заемщикам в РФ, по данным RAEX, составил по итогам первого полугодия 2021 года 400 млрд рублей, не менее 96% в нем сформировали системно значимые банки. Около 70% кредитов пришлось на энергетику (в том числе атомную), 14% — на так называемую «зеленую» металлургию и 7% на добычу полезных ископаемых. В среднем на две крупнейшие отрасли приходится 89% всего портфеля, отмечают эксперты.

«ESG-стандарты пока только входят в обиход. Распространенность достаточно низкая, поскольку средний бизнес не может монетизировать ESG-практику в том или ином виде. Крупные корпорации, следующие ESG-стандартам, могут претендовать на пониженную кредитную ставки или иные преимущества при работе с фининститутами»,— говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов.

По словам Артема Тузова, российские компании традиционно ориентируются на все мировые инвестиционные тренды и большинство крупнейших эмитентов уже получило ESG-рейтинги. Связано это как с тем, что валютные облигации (еврооблигации) российских эмитентов в основном покупают западные инвесторы, так и с тем, что покупки акций фондами, учитывающими ESG ,положительно влияют на спрос на акции на бирже, а при прочих равных акции эмитентов с ESG-рейтингом растут быстрее рынка.

Что касается банковской сферы, то сейчас семь из тринадцати системно значимых банков уже учитывают принципы ESG в кредитной политике или корпоративных стратегиях, добавляет госпожа Чиркова. Так что бизнес и банки заинтересованы в развитии ESG-повестки, поэтому регулирование формируется вслед за ними, а не наоборот, подчеркивает она.

Как привлечь дешевле

В российской практике пока наиболее распространенным инструментом являются «зеленые» и социальные облигации — долговые бумаги, выпущенные с целью реализации проекта, оказывающего положительное влияние на экологию или общественную среду, отмечает господин Пискунов. Суммарный объем рынка «зеленых» облигаций из России представлен 17 выпусками на ММВБ в секторе устойчивого развития суммарным объемом 145 млрд рублей, половина из которых приходится на облигационный выпуск Москвы, добавляет он. Большие усилия по продвижению ESG-повестки в России прилагает ВЭБ, выпустивший методические рекомендации по оценке «зеленых» облигаций и сопутствующую таксономию отраслей и видов деятельности.

Компании также могут рассчитывать на «зеленые» и социальные кредиты, а также кредиты, привязанные к целям устойчивого развития (основанные на получении ESG рейтинга или достижении KPI), отмечает Андрей Пастернак, старший вице-президент, руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса Росбанка. Помимо кредитов, привязанных к показателям устойчивого развития, средства от которых могут использоваться на общекорпоративные цели, важную роль играют целевые «зеленые» кредиты, направленные на фондирование конкретных инвестиционных проектов. Появляются и другие инструменты «зеленого» торгового финансирования, добавляет банкир. Например, «зеленые» гарантии. Часть этих инструментов регулируется на законодательном уровне, часть — на уровне требований и правил выпуска Мосбиржи. При этом все они также должны соответствовать международным стандартам, в частности, принципам ICMA и LMA.

На Северо-Западе и в Санкт-Петербурге работает большое число компаний с высоким уровнем зрелости с точки зрения ESG, считает господин Пастернак. Это и российские корпорации, такие как ПАО «Ростелеком», которое планирует разместить социальные облигации на 10 млрд рублей, и ритейлер «Лента», и международные игроки, например, финская Fazer и датская Carlsberg Group. Господин Пастернак также отмечает компанию «Сегежа» с ее амбициозными климатическими целями, которая намерена обеспечить выход на полную углеродную нейтральность в 2025-м.

Следование ESG-тренду хорошо сказывается на имидже и может влиять на доступность кредитных средств, отмечает Валентина Лихачева, директор по корпоративным коммуникациям и устойчивому развитию лесопромышленной группы «Свеза», которая развивает биоэкономику и закрепила принципы ESG в долгосрочной стратегии. Показатели ESG учитываться в кредитном рейтинге, при торговле на бирже, и такая повестка актуальна, в том числе, для компаний ЛПК, подчеркивает она.

Петербургские банки уже имеют опыт «зеленого» финансирования. Так, банк «Открытие» недавно предоставил Петербургскому нефтяному терминалу кредитную линию объемом в 7,6 млрд рублей сроком на семь лет на проведение масштабной реконструкции, которая позволит исключить риски утечек в акваторию Финского залива. Райффайзенбанк в прошлом году выдал климатический кредит на $200 млн группе «Полиметалл» (ставка привязана к показателю интенсивности выбросов парниковых газов, который будет подтвержден аудитором «большой четверки»). «На горизонте трех лет мы ожидаем значительного роста спроса на ESG-кредитование со стороны крупнейших и социально ответственных компаний региона»,— говорит Олег Углов, руководитель направления по работе с крупными компаниями макрорегиона «Запад» Райффайзенбанка.

Дисконт по ставке для кредитов, привязанных к целям устойчивого развития, при условии выполнения KPI по ESG, может составлять от 10 до 15 б. п. (0,1–0,15%), отмечают эксперты. Кредит может обойтись еще дешевле, если будут применены субсидии для таких займов. Однако пока банки зачастую снижают стоимость заемных средств для клиентов на ESG-проекты за свой счет, указывает госпожа Чиркова. Говорить о масштабировании ответственного финансирования в России еще рано, считает она.

Виктория Алейникова

Вся лента