В недоходчивой форме

Российская звукозапись меняет ориентиры

Как и все творческие индустрии, запись и издание музыки переживает в России беспрецедентный кризис. В прошедшие выходные было объявлено об ограничениях на премиум-подписку на Spotify в России, YouTube прекратил здесь показ рекламы, а соцсеть TikTok приостановила загрузку нового контента из России, так как он может попадать под новый закон о фейках. И это только вершина айсберга, считает Борис Барабанов.

Текущая ситуация радикально меняет пути, которыми записанная музыка попадает к российскому слушателю

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Пользователи не могут теперь загружать новые ролики на популярнейший сервис TikTok, являющийся самым мощным инструментом продвижения музыки в сегодняшнем мире. Стриминг-сервис Deezer известил подписчиков о прекращении работы в России из-за санкций. Российский офис Spotify закрылся, а единственным способом прослушивания контента Spotify в России, вероятно, в ближайшее время станет рекламная модель, если ее не постигнет участь YouTube. Владелец этого видеохостинга Google объявил о приостановке показа рекламы в России из-за все того же закона о фейках. Это ударило по бизнесу видеоблогеров, теперь им осталась только работа с рекламными интеграциями. И здесь тоже сложности: многие из них были связаны с брендами, которые остановили работу в России. Учитывая то, что граница между «артистом» и «блогером» в последние годы размылась почти до полного исчезновения, проблемы с YouTube впрямую сказываются на музыкальной индустрии.

В основе всех перечисленных изменений на рынке — прекращение международных финансовых операций по крайней мере с банками, на которые наложены санкции. И это сильно бьет прежде всего по артистам, создателям музыки. В конце концов, конечный потребитель контента найдет, где его послушать. Российские площадки VK, «Яндекс.Музыка» и «Сберзвук» продолжают работать. Пираты готовятся вернуть утраченные позиции. А вот получение дохода от цифровой музыки становится для некоторых артистов неразрешимой задачей. И они просто останавливают всю свою деятельность.

Дело в том, что владелец фонограммы, неважно — мейджор это, локальный лейбл или маленькая инди-компания, не может разместить музыку напрямую на Apple Music или Spotify и не может напрямую получать от них свою долю прибыли от скачиваний или стриминга. Посредниками в этой ситуации служат дистрибуторы контента, которых в России шесть. Мейджор-лейблы Sony, Warner и Universal работают с магазинами без посредников, так что их российские клиенты поставляют контент всему миру через них.

Крупные международные дистрибуторы Believe (Франция) и The Orchard (США) аккумулируют средства, полученные от мировых цифровых магазинов, у себя, а потом отправляют российским правообладателям. Их удобными моделями монетизации некоторые артисты пользуются и для работы с теми же VK и «Яндекс.Музыкой». И еще один важный момент: для отправки денег в Россию крупные дистрибуторы пользуются сторонними системами денежных переводов, такими как PayPal и Payoneer.

Компания Believe, на сайте которой можно найти данные о сотрудничестве с такими российскими артистами, как Хаски, «Хлеб», Pharaoh, Мияги и Энди Панда, на днях сообщила своим российским партнерам, что «продолжает оказывать все сервисы и услуги в России многочисленным партнерам, лейблам и артистам». В этом обнадеживающем письме она указала, что «платежи из-за рубежа на счета банков, попавших в санкционный список, могут стать недоступными».

Таким образом, многим российским музыкантам в ближайшее время предстоит решить для себя, продолжать ли доставлять свою музыку на мировые площадки через международные компании, которые сейчас не могут гарантировать выплату заработанных средств, или менять модель монетизации, обращаясь к тем, кто может ее гарантировать. Это либо западные компании, у которых есть подразделение с русским юрлицом, например, тот же Believe, либо «Национальный цифровой агрегатор» (НЦА) — родственная компания «Первого музыкального издательства» (ПМИ). ПМИ вместе еще с четырьмя крупными локальными лейблами занимает 20% российского рынка и готовится финализировать формирование конгломерата компаний под новым брендом Zvonko Group. 40% в бизнесе НЦА принадлежит топ-менеджерам Российского авторского общества (РАО), об этом “Ъ” писал еще 3 июля 2020 года. Серверы НЦА находятся в России, стало быть, физически защищены от угроз.

Если российские музыканты не захотят встраиваться в экосистему Zvonko Group или ждать появления новых моделей работы западных платформ с Россией, им придется выводить весь свой каталог из страны и договариваться с зарубежными компаниями о полноценном сотрудничестве. Пока же с большой уверенностью можно говорить о том, что деньги, заработанные на мировых площадках в первые полтора месяца 2022 года, многие из отечественных артистов увидят не скоро.

Стоит также отметить, что потеря денег от цифровых продаж грозит и многим украинским артистам, продававшим свою музыку через российские компании, даже не играя концертов и не присутствуя здесь физически. Впрочем, вряд ли это сейчас их главная проблема.

Вся лента