Граждане рулят в аренде

Рынок операционного лизинга машин физлицами растет

Граждане все больше интересуются операционным лизингом автомобилей: на фоне удорожания машин их дешевле взять в аренду. Для участников рынка это направление тоже привлекательнее в силу более высокой маржинальности, а для банков — выгоднее автокредитования.

Операционный лизинг автомобилей в России начал «трансформироваться в сторону физических лиц», делают вывод аналитики «Эксперт РА» на основе данных лизинговых компаний, занимающих около половины сегмента. Доля граждан на рынке в середине 2021 года достигла порядка 20% против 2% в 2019–2020 годах, отмечается в февральском обзоре агентства (с ним ознакомился “Ъ”). Общий парк автомобилей, находящихся в операционном лизинге, составил 94 тыс. штук, увеличившись за полугодие на 7%. По данным “Ъ”, на частных клиентов в этом направлении стали ориентироваться, например, такие крупные группы, как «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг».

В случае операционного лизинга лизингодатель приобретает имущество себе в собственность и передает его в пользование лизингополучателю. Получатель ежемесячно вносит оплату за владение предметом лизинга и обязуется вернуть его лизинговой компании по завершении срока договора.

Главным пользователем операционного лизинга легковых автомобилей пока остаются корпоративные клиенты, на которые по итогам 2020 года приходилось более 95% полученного лизингового имущества.

Из них большинство занимают компании индустрии гостеприимства и общепита (HoReCa) и сектора товаров повседневного спроса (FMCG). Также «с начала пандемии и развития онлайн-торговли наблюдается рост спроса со стороны компаний, ведущих деятельность в сфере доставки и логистики», отмечается в обзоре «Эксперт РА».

По мнению младшего директора «Эксперт РА» Зои Советкиной, тенденция к увеличению переданных физическим лицам в операционный лизинг автомобилей будет развиваться, становясь драйвером развития сегмента. Этому будет способствовать ряд факторов — появившийся спрос со стороны самих граждан, для которых операционный лизинг стал альтернативой приобретения подорожавших автомобилей (см. “Ъ” от 13 декабря 2021 года), растущее проникновение «шеринговой экономики», а также активизация предложения со стороны самих лизинговых компаний, особенно банковских групп.

Последнее происходит, в частности, в связи с ужесточением расчета показателя долговой нагрузки и коэффициентов риска, что делает для многих банков более выгодной выдачу автомобилей в операционный лизинг через дочернюю компанию, чем предоставление гражданину автокредита, считает госпожа Советкина:

«К тому же лизингодателю гораздо легче в случае чего изъять выданный автомобиль, чем банку взыскать залог».

Лизинговые компании при этом получают больше доходов. «Операционный лизинг дороже финансового, поскольку риски лизинговой компании и обязательства гораздо выше, чем при финансовом лизинге»,— поясняет гендиректор группы «ГПБ Лизинг» Максим Калинкин. «Кроме того, в договоре аренды существенно больше включенных сервисов»,— говорит директор по продажам продуктов автолизинга «ВТБ Лизинга» Артем Киселев. Это, в частности, страхование, техосмотр, ремонт и так далее. «Маржинальность оперлизинга выше за счет возврата транспортного средства в конце срока аренды и его продажи на вторичном рынке»,— добавляет господин Киселев.

И тем не менее для клиентов платежи ниже, чем, например, при финансовом лизинге, отмечает гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. «Фокус потребителей смещается в сторону простой аренды, зачастую не более одного года»,— добавляет господин Калинкин. Группа «ВТБ Лизинг», по словам Артема Киселева, уже в 2022 году планирует передать примерно поровну автомобилей юридическим и физическим лицам. Гендиректор «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров полагает, что рынок операционного лизинга машин гражданами вырастет к 2024 году до 40–50 тыс. автомобилей ежегодно.

Илья Усов

Вся лента