«Виктор Цой у каждого из нас свой»

Дмитрий Буткевич — о выставке-байопике в «Манеже»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, кто принимал участие в создании проекта «Путь героя».

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

В этом году в июне легенде поколения Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. А погиб он на латвийской трассе, уснув за рулем, когда ему только исполнилось 28. Всего девять лет активного творчества, и до сих пор на русскоязычных музыкальных станциях хоть раз в день, да услышишь песню группы «Кино».

На четыре месяца в московском «Манеже» открыта выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя». Почему «байопик»? Потому что это «кино». Да нет, просто это рефлексии создателей проекта на темы Цоя, ленинградской и вообще советской рок-музыки, моды, кинематографа и вообще последнего, самого, наверное, странного десятилетия советской жизни. Рефлексируют авторы концепции, кураторы и продюсеры. Александр Викторович Цой, архитекторы Агния Стерлигова и Александр Кармаев из бюро Planet9, автор фильма «Игла» Рашид Нугманов, Джоанна Стингреи, открывшая советский рок американцам.

Получился очень личный проект, что и немудрено: Цой у каждого из нас свой. Поэтому не все решения, в том числе по сценографии выставки, кажутся правильными. Например, залы чередуют насыщенное информационно и вещественно экспозиционное наполнение с облегченными попсовыми решениями. Первый зал — документальные материалы из детства и юности Виктора, а второй сразу придавливает тебя внутренним пространством кочегарки, воссозданной почти в реальном размере знаменитой «Камчатки», где Цой работал. Темнота, адские всполохи искусственного пламени, огромные горы угля, сделанного из пластика — выглядит как-то пародийно.

Но повторю еще раз: у каждого свое «Кино». Огромное число документальных материалов и личных предметов (всего более 300 экспонатов), собранных по многочисленным коллекционерам, и уникальная подборка живописных и графических работ Виктора. Более 70 произведений, собранных в одном зале. Практически первая его персональная выставка. Столько его работ сразу я никогда не видел. Да и не только я, уверен.

Вся лента