Вертолету помешали вихри

Следствие не нашло нарушений в действиях пилота Robinson R-66, разбившегося на Алтае

Следственный комитет России (СКР) закрыл уголовное дело о крушении вертолета Robinson R-66, происшедшем на горе Белуха в Республике Алтай в августе 2020 года. В результате инцидента вертолет получил серьезные повреждения, пилот по счастливой случайности не пострадал. Расследование установило, что к падению воздушного судна привели неблагоприятные погодные условия, а не действия его командира.

Крушение вертолета Robinson R-66, происшедшее на горе Белуха в Республике Алтай в августе 2020 года

Фото: Восточное межрегиональное СУ на транспорте СКР

Прекращено уголовное дело о падении вертолета Robinson R-66 в горах Алтая. Об этом во вторник сообщила официальный представитель Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СКР Наталия Чернакова.

Инцидент, в причинах которого разбирался СКР, произошел 4 августа 2020 года на западном склоне горы Белуха на высоте около 4,1 тыс. м. Вертолет Robinson R-66, принадлежавший компании «Алтайавиа», облетал склоны горы с целью поиска перспективных посадочных площадок. Их планировалось использовать для заброса людей и снаряжения.

Около 16:20 по местному времени командир вертолета вышел на связь по спутниковому телефону и сообщил диспетчеру «Алтайавиа» о жесткой посадке. Сам он в происшествии не пострадал.

Зато вертолет, который авиакомпания приобрела в 2014 году, получил серьезные повреждения: у него был сломан несущий винт, на кабине остались серьезные вмятины. Ущерб составил 33 млн руб.

Следователи завели уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта с причинением крупного ущерба (ч. 1 ст. 263 УК РФ, максимальная санкция по ней — до двух лет лишения свободы).

К разбирательству подключились специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Как указывается в отчете, полет вертолета проходил над ледником Ак-Кем в закрытом ущелье с почти отвесными скалами. На высоте около 3,6 тыс. м Robinson был подхвачен сильным восходящим потоком, который на высоте 4,2 тыс. м сменился нисходящим.

Чтобы избежать столкновения с крутым склоном горы, авиатор попытался произвести посадку. При приземлении вертолет завалился на левый бок.

Свой отчет МАК отправил следователям, он был приобщен к материалам.

Заключение МАК легло в основу процессуального решения о прекращении уголовного дела. «Установлено, что данное происшествие произошло вследствие неблагоприятных погодных условий,— говорится в материалах следствия.— Непосредственной причиной происшествия с воздушным судном стало его опрокидывание на пикирование при выполнении посадки в горах в условиях воздействия турбулентности, сильных восходящих, нисходящих потоков и вихрей». В действиях пилота нарушений, приведших к опрокидыванию воздушного судна, участники расследования не выявили. Получить комментарий в авиакомпании не удалось.

10 декабря 2021 года вертолет той же модели потерпел крушение на границе Кемеровской области и Хакасии. Около полудня Robinson R-66 вылетел из Новокузнецка в Республику Алтай. После часа полета воздушное судно не вышло на связь, а через некоторое время поступил сигнал бедствия. Упавший Robinson был обнаружен в ходе поисковой операции. В кабине R-66 нашли тело погибшего пилота, кроме командира воздушного судна на борту никого не было. По факту авиакатастрофы правоохранители возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее гибель человека). Следователи рассматривают несколько версий авиаинцидента: неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования и технические неисправности воздушного судна. МАК сформировал комиссию по расследованию данного происшествия.

Константин Воронов, Новосибирск

Вся лента