«"Северный поток-2" — жертва новой холодной войны»

Дмитрий Дризе — о санкционном противостоянии России и Запада

В Сенате США обсуждают новые законопроекты, в частности, против «Северного потока-2», российского госдолга и даже лично президента Владимира Путина. Эти меры могут вступить в силу, если Россия начнет вторжение на Украину. Кремль уже предупредил, что может ответить полным разрывом отношений с западным миром. Тем временем Евросоюз в 15-й раз продлил так называемые секторальные экономические санкции, введенные после украинских событий 2014 года. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает санкционную тему новым видом холодной войны.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Тема санкций звучит уже без малого восемь лет — можно было бы привыкнуть. На этот счет нашлось даже научное объяснение: наступила новая реальность, мы живем под постоянным прессом. Было и есть много докладов, что нужно к этому адаптироваться, строить экономику с опорой на собственные силы. Что-то удалось, что-то нет, но совсем закрыться, изолироваться не получилось.

Самое, наверное, интересное, что обсуждение новых рестрикций, к сожалению, не удается игнорировать. Данная проблема по-прежнему волнует не только умы, но и финансовые рынки и вынуждает политиков реагировать, делать заявления. И каждый раз возникает что-то новое.

Вот и сейчас впервые заговорили о возможности неких мер против президента России. Причем, что особо обратило на себя внимание, ответ из Москвы не заставил себя ждать. Он был, по сути, уже готов: это будет сродни полному разрыву отношений с западным миром. Такой тезис уже звучал после предновогоднего разговора по телефону Владимира Путина и Джозефа Байдена. Если так называемые разрушительные санкции будут все-таки введены, Россия именно так и поступит. Что это значит, не совсем понятно, но звучит действительно впечатляюще.

Есть еще одна новая интригующая позиция. Можно даже рискнуть сказать, что она намного острее персональных санкций и угрозы ввести их против президента. Речь идет о «Северном потоке-2». Фактически этот проект стал заложником нынешней холодной войны или даже ее жертвой. О нем говорят практически каждый день. Одни предлагают его окончательно закрыть, а другие возражают, настаивая на том, чтобы работал, поскольку происходящее — уже санкция.

Действительно, имеются построенный газопровод, миллиарды вложений и полная неопределенность вокруг проекта. Буквально каждый день идет игра на нервах. «Северный поток-2» попался на крючок большой политики, и вызволить его из этого плена решительно не получается, несмотря на все заклинания о том, что он исключительно коммерческий. Так что есть большие сомнения, что он заработает даже к лету.

Что можно здесь сказать? Самое страшное, что дно этого политического кризиса не достигнуто.

Фантазировать на тему санкций можно бесконечно долго. Бытовая техника, посудомоечные машины, айфоны и, как было сказано выше, совсем шокирующие меры по иранскому и северокорейскому образцу. А Россия отвечает перемещением войск к границам Украины и обратно, и в ответ вновь звучат санкционные угрозы. Замкнутый круг — не иначе. Однако пусть лучше так, чем настоящая война. Хотя разрядка международной напряженности точно не помешает. Главное — в это верить.

Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.

Вся лента