Пролет Евразийского моста

Обозреватель «Ъ» Сергей Строкань — о том, как Россия и Запад вступили в битву за Казахстан

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Появление в Казахстане миротворческих сил ОДКБ, по зову тамошнего руководства примчавшихся, чтобы купировать январский приступ не исследованной еще болезни казахской государственности, добавило в российско-американскую повестку еще один незапланированный вопрос.

Первая в истории попытка ОДКБ не довольствоваться участью статиста, а сыграть активную роль в устранении угрозы безопасности одного из государств-членов вызвала неожиданные телодвижения в Вашингтоне.

В то время как Москва и союзники по ОДКБ продемонстрировали решимость справиться с кризисом своими силами и не выносить сор из «евразийской избы», американцы уже дали понять, что такое развитие событий их не устраивает.

Сразу два члена администрации президента Байдена — пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки и официальный представитель Госдепа США Нед Прайс — заявили о том, что ждут от властей Казахстана аргументированного обоснования того, зачем понадобилось вводить в страну миротворцев ОДКБ и насколько легитимным можно считать этот шаг.

Несмотря на то что никаких прямых выпадов в адрес Москвы в этих заявлениях нет, прочитав их внимательно, нельзя не заметить: за обтекаемыми формулировками сквозит удивление и недовольство тем, что в эти критические для Казахстана дни спасать местную власть бросились евразийские союзники, то есть «Россия и компания», а не коллективный Запад.

В заявлении Неда Прайса обращает на себя внимание пассаж о готовности США помочь Казахстану «вскоре решить проблемы, которые носят фундаментальный экономический и политический характер», а также обещание, что Вашингтон «будет очень внимательно следить за любыми нарушениями прав человека».

Казалось бы, с какой это стати Нур-Султан должен отчитываться перед Вашингтоном за свое обращение в ОДКБ и доказывать администрации Байдена свою легитимность? Кто наделил Вашингтон таким правом?

Казахстан — не союзник, не страна-клиент и не вассал, живущий на американские деньги, а суверенное государство, к тому же вписанное в другие региональные структуры — СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС.

Недоумение официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, заявившей о том, что некоторые представители США не понимают происходящего в Казахстане, вполне понятно.

И тем не менее, несмотря на все это, проигнорировать явно неуместный вопрос из Вашингтона казахстанские власти не решились, хотя вполне могли это сделать. Глава МИДа страны Мухтар Тлеуберди позвонил госсекретарю США Энтони Блинкену и подробно отчитался о ходе контртеррористической операции, проводимой с участием миротворческих сил ОДКБ.

Между тем на этом фоне в новую большую игру вокруг Казахстана включилась и ОБСЕ — уже не американский, а европейский следователь на постсоветском пространстве.

Глава МИДа председательствующей в ОБСЕ Польши Збигнев Рау написал в Twitter, что «насилие никогда не является правильным ответом на нынешние проблемы» (это притом, что в стране объявлена контртеррористическая операция и президент Токаев отдал приказ стрелять на поражение по тем, кто откажется сложить оружие). «ОБСЕ готова помочь и поддержать Казахстан в продолжении политических реформ при полном соблюдении обязательств ОБСЕ. Я призываю к мирному возвращению к порядку и уважению демократических процессов, защите прав на свободу собраний и слова»,— отметил Збигнев Рау.

Таким образом, «коллективный Запад» уже дал понять: США и их союзники осознают, что в январе 2022 года Казахстан оказался на новой исторической развилке, связанной с грядущей неизбежной трансформацией политической системы, в центре которой стоял отец-основатель нового казахстанского государства и по совместительству «отец всех казахов» Нурсултан Назарбаев.

И эта ситуация, которая, казалось бы, толкает Казахстан к дальнейшему сближению с Москвой и союзниками под «зонтиком безопасности ОДКБ», тем не менее не лишает Запад шансов на свою контригру и продолжение битвы за Казахстан.

Тем более что все последние годы страна демонстрировала амбиции стать не просто бывшей советской республикой, богатой углеводородами и ураном, а влиятельным региональным и международным игроком, евразийским мостом между Востоком и Западом, не затронутым войной санкций и «холодной войной 2.0».

На протяжении не одного десятилетия автор идеи евразийского моста Нурсултан Назарбаев упорно внушал Западу мысль о том, что возглавляемая им страна — это не постсоветская восточная деспотия, а уникальная, динамично развивающаяся политическая система, в основу которой положен принцип плюрализма по-казахски, что позволяет гарантировать базовые права и свободы граждан. В отличие от многих других руководителей бывших советских республик, записанных в диктаторы или автократы и ставших для Запада нерукопожатными, Казахстан этой участи благополучно избежал, оставаясь в «зоне комфорта» своего многовекторного евразийства.

Уже после ухода Нурсултана Назарбаева с поста президента, в апреле 2019 года, в интервью “Ъ” новый президент Касым-Жомарт Токаев сделал на многовекторности политики государства особый акцент. Адресованный ему вопрос “Ъ” тогда был сформулирован так: «Возможна ли многовекторность сегодня, когда жесткое противостояние России и Запада фактически ставит многие государства современного мира перед непростым выбором, вынуждая их примкнуть к тому или иному лагерю?»

Отвечая на этот вопрос, новый президент заявил: «Многосторонний, сбалансированный и многовекторный характер внешней политики Казахстана в наибольшей степени соответствует его потенциалу, географическому положению и стратегическим интересам. Мировая политика последних лет лишь подтверждает верность этого курса».

«Это результат личных усилий и авторитета первого президента Казахстана. Стратегическое видение текущей геополитической обстановки, а также его доверительные отношения со многими лидерами иностранных государств позволили нашей стране занять достойное место в глобальной системе международных отношений»,— добавил он.

Спустя менее чем три года, в январе 2022-го еще недавно выглядевший столь прочным и надежным казахстанский «евразийский мост» угрожающе зашатался. Многие прежние славословия в адрес Нурсултана Назарбаева и его политики за считаные дни девальвировались или обнулились, потеряли смысл. В связи с этим есть все основания полагать, что международная битва за Казахстан и его выбор дальнейшей стратегии развития только начинается.

С одной стороны, Москва и ОДКБ сделали сильный ход, бросив Нур-Султану спасательный круг и тем самым как бы дав понять: игра в многовекторность и в прежний евразийский мост — это вчерашний день.

Однако в заявлениях западных политиков в эти дни не случайно звучат призывы к политическим реформам, которые неизбежны. По всей видимости, страну ждет принятие новой конституции, которой предстоит подвести черту под эпохой персонифицированной власти «отца всех казахов».

Вокруг нового Основного закона и его положений и развернется главная борьба, которая покажет, куда пойдет страна, когда ее покинут российские миротворцы.

Фотогалерея

Казахский бунт

Смотреть

Вся лента