Планшеты сбавили обороты

Объем их продаж в России вернулся на уровень до пандемии

Продажи планшетов в России, которые начали расти в пандемию впервые за шесть лет, в 2021 году вернулись на уровень 2019 года, составив 2–2,3 млн штук, подсчитали ритейлеры. Однако за счет увеличения среднего чека на 33% в деньгах рост рынка составил 27%, до 43–50 млрд руб. Лидерство в сегменте впервые с 2015 года вернул Samsung, потеснивший Huawei. На расстановку сил повлияли имиджевые сложности Huawei и проблемы с логистикой, из-за которых с рынка ушли небольшие дешевые бренды, отмечают эксперты.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

За одиннадцать месяцев 2021 года продажи планшетов на российском рынке в деньгах выросли на 27%, превысив 43 млрд руб., рассказали «Ъ» в «М.Видео-Эльдорадо». Но в абсолютном выражении число реализованных устройств снизилось до 2 млн штук, что сопоставимо с показателями 2019 года, уточнили в ритейлере. В 2020 году рынок электронных планшетов впервые за шесть лет показал рост продаж в штуках, увеличившись на 19%, до 2,5 млн устройств (см. «Ъ» от 13 января).

По оценке МТС, в 2021 году в России было продано 2,3 млн планшетов на 50 млрд руб., что на 5,3% ниже показателей прошлого года в количественном выражении и на 26% выше в денежном. По данным «Связного», в 2021 году продажи планшетов в стране составили 2,1 млн устройств на 45,5 млрд руб., относительно аналогичного периода прошлого года в штуках рынок снизился на 5%, в выручке вырос на 29%.

Лидерство в сегменте планшетов вернул южнокорейский Samsung, заняв 36,8% в денежном выражении и 29,1% — в штучном, уточнили в «М.Видео». Последний раз компания занимала в сегменте первое место в 2015 году.

В 2016 году лидером продаж был Irbis, в 2017 году — Lenovo, а в 2018–2020 годах — Huawei, отметили в ритейлере.

По данным МТС, самыми популярными брендами в натуральном выражении в 2021 году стали Samsung, Apple, Lenovo и Huawei.

Несмотря на снижение продаж в натуральном выражении, спрос на планшеты остается выше, чем в допандемийное время,— россияне продолжают приобретать устройства для учебы и удаленной работы, говорят в МТС. Потребители инвестируют на перспективу, выбирая решения из среднего и верхнего ценовых диапазонов: так, модели более 10 дюймов впервые заняли более 60% в штучных продажах, пять лет назад это было только 20%, добавили в «М.Видео». Спрос сместился в сторону дорогих и качественных моделей: средняя стоимость планшетов, по оценке МТС, выросла на 33%, до 21,6 тыс. руб.

Крупные вендоры делают акцент на более дорогих устройствах и активно развивают аксессуарное направление: например, флагманские модели Lenovo сразу идут с клавиатурой в комплекте, подтверждает руководитель направления «Планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция» Николай Савин.

По мнению аналитиков Gfk, успеху Samsung в сегменте способствовал запуск ряда новых моделей.

При этом на фоне логистических трудностей, спровоцированных пандемией, из России во многом ушли дешевые модели небольших брендов, говорит аналитик GS Group Александр Сурков. «Сказываются и имиджевые проблемы Huawei, смартфоны которого почти перестали продавать в РФ с весны»,— добавляет эксперт. Поэтому, поясняет он, потребители стали обращаться к другим брендам: «Apple — это дорого, остается Samsung». По словам господина Суркова, одна из особенностей рынка планшетов — это то, что он разрозненный, на нем нет постоянной группы лидеров.

Юлия Степанова

Вся лента