Поддержка белорусской оппозиции обернулась сроком

Какой приговор местный суд вынес россиянину Егору Дудникову

Россиянин был осужден в Белоруссии на 11 лет за озвучку оппозиционных роликов. 21-летний Егор Дудников по профессии повар, однако подрабатывал на производстве аудио- и видеоконтента на заказ. По просьбе друзей из соседней республики он озвучил несколько десятков роликов, опубликованных в Telegram-канале «Отряды гражданской самообороны Беларуси», который признан экстремистским.

Фото: vk.com / egdudnikov

В мае Егор Дудников отправился в Минск на встречу с девушкой, где был задержан и помещен в СИЗО КГБ. За участие в создании видео суд назначил ему 11 лет лишения свободы. “Ъ FM” связался с адвокатом россиянина Антоном Гашинским. Он с решением не согласен:

«Поскольку судебное заседание проходило в закрытом режиме, о доводах суда по поводу того, почему назначено такое решение, никто не расскажет. Это является тайной закрытого судебного заседания. Поэтому и оглашалась непосредственно резолютивная часть приговора и то, какое наказание было назначено. В любом случае это крайне несправедливый приговор, потому что максимальное наказание — это 12 лет лишения свободы. Дудникову было назначено 11, что явно несоразмерно с тем, что он совершил.

Исходя из имеющихся в средствах массовой информации сведений, ему вменялось только озвучивание около 55 роликов, которые в последующем были использованы в Telegram-канале "Отряды гражданской самообороны Беларуси". При этом не указано, что это повлекло какие-либо юридически значимые либо тяжкие последствия. Он не является организатором совершения преступления. Егор на оглашении приговора выглядел спокойным, уравновешенным, слез не было.

Он понимал, в какой ситуации находится и каким будет приговор. С ним он не согласен, и защита будет его обжаловать.

Окончательное обвинение было в разжигании межнациональной и иной социальной вражды и подрыве национальной безопасности государства Республики Беларусь. Две статьи, по которым суд назначил наказание, по первой статье — девять лет лишения свободы, по второй — четыре года. Путем частичного сложения было назначено наказание в виде 11 лет.

Мы постоянно находимся в контакте и на связи с российским посольством. Консул собирался присутствовать на оглашении приговора, но опять-таки его по каким-то причинам туда не пустили. По вопросам направления Егора для отбывания наказания в Российскую Федерацию мы будем плотно заниматься уже после того, как приговор вступит в законную силу, когда пройдут все этапы обжалования. Я думаю, посольство и МИД Российской Федерации окажут всестороннюю поддержку в этом вопросе, тем более в Белоруссии будет назначен новый посол — Грызлов, который, вероятно, будет очень решительным в этих вопросах».

В июне Егора Дудникова в СИЗО посетил российский консул. Дипломат сообщил, что юноша чувствует себя нормально, на условия содержания не жалуется. Однако вскоре мать Юлия Дудникова рассказала об избиении сына силовиками. Ему якобы выбили зуб и не пустили к нему врача. Также, по ее словам, у Егора начались панические атаки. “Ъ FM” обсудил приговор с бывшим сотрудником белорусского МИД Павлом Мацукевичем. По его мнению, дипломатические каналы в этом случае малоэффективны:

«Я бы все-таки не переоценивал роль посла. Понятно, что Грызлов — политический тяжеловес, по крайней мере, в прошлом. Но любой посол это все-таки компромиссная фигура, Россия в любом случае спрашивает согласия у белорусской стороны на его назначение. И Минск не обязан делать какие-то жесты, оказывать услуги, только потому что приехал новый посол.

Мне кажется, все эти эпизоды могут достаточно успешно разрешиться, если руководство России обратиться с соответствующей просьбой к белорусским властям.

В иных случаях по дипломатическим каналам в рамках консульской помощи, судя по тому, что мы наблюдаем в последние годы, это вряд ли возможно.

Из наиболее ярких моментов мне вспоминается эпизод с "вагнеровцами" в августе 2020 года, когда в белорусско-российских отношениях было все горячо, и посол РФ пытался активно вмешиваться. Но инцидент был исчерпан только тогда, когда к Александру Лукашенко обратился лично Владимир Путин. Все иные попытки оказались безуспешны. Президент Белоруссии в этом смысле абсолютный хозяин положения — он может арестовать, посадить и точно так же легко отпустить. В конечном итоге, все зависит от него, а он — от поддержки Владимира Путина».

В Кремле прежде выражали обеспокоенность по поводу преследования россиян на территории Белоруссии. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Москва следит за их судьбой, а дипломатические представительства «делают все что можно» для защиты их прав.

Иван Якунин

Вся лента