Владимир Путин оставил ВСМ в подвешенном состоянии

Президент опасается прекращения авиасообщения между столицами

Судьба высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург становится все более туманной. Решение о ее строительстве нужно принимать с оглядкой на судьбу авиасообщения на этом направлении, которое может стать ненужным, заявил Владимир Путин на традиционной годовой пресс-конференции. Он отметил, что нужно смотреть на финансовую устойчивость проектов ВСМ в целом, которые даже в КНР приносили убыток. Вопрос требует проработки, заключил он.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Строительство ВСМ Москва—Петербург требует экспертного изучения ряда вопросов, следует из выступления Владимира Путина на большой пресс-конференции 23 декабря. «Что касается ВСМ, это отдельная тема, которая находится еще в проработке,— ответил он новгородскому корреспонденту.— Если будет заходить высокоскоростная магистраль, авиация на этом плече, Москва—Санкт-Петербург, перестанет существовать. Это очевидно. Потому что из центра Москвы в центр Петербурга — сколько там будет? Три часа? А сейчас в Москве только до аэропорта доехать иногда занимает полтора. Авиация на этом плече становится бессмысленной».

Поэтому, добавил президент, надо все взвесить, подумать, посмотреть, как развиваются ВСМ в других странах: «Скажем, в КНР — там много очень подобных железнодорожных систем связи».

«До недавнего времени все были убыточными — даже для Китая, имея в виду, что это страна с полуторамиллиардным населением,— подчеркнул он.— Это экономика, ее надо считать. Для нашей страны это важно. И востребовано, конечно, на определенных расстояниях. Где-то более эффективно начинает работать авиация». Это все пока изучается на экспертном уровне, добавил господин Путин.

ВСМ до Петербурга пришла на смену проекту ВСМ Москва—Казань, за счет ее строительства время в пути между столицами должно сократиться с сегодняшних 3 часов 30 минут до 2 часов 15 минут. Предполагается, что будет остановка в Великом Новгороде. За счет ОАО РЖД финансируются входы в обе столицы и участок Крюково—Логовежь, а участок Логовежь—Обухово должен быть построен за счет концессии, концессионеру предусмотрено выделение 468,4 млрд руб. из ФНБ, в том числе 222 млрд руб.— до 2024 года. Полная стоимость проекта — 1,39 трлн руб.

В инвестпрограмме ОАО РЖД ВСМ предусмотрена, на нее в следующем году дадут 8 млрд руб.

А в целом в 2022–2024 годах должны выделить 49,3 млрд руб.

Но часть мероприятий под ВСМ, в том числе строительство 42 км дополнительных пятого и шестого путей Москва—Алабушево (219 млрд руб. в 2022–2024 годах), включены в проект развития Центрального транспортного узла (ЦТУ), а строительство входов в Петербург на 39 млрд руб. в 2022–2024 годах — в программу развития железнодорожного узла Петербурга.

Однако в конце года начали обсуждать отказ от ВСМ (см. «Ъ» от 11 ноября). ОАО РЖД, впрочем, отмечало, что, если от нее отказаться, монополия потеряет в перевозках в ЦТУ 15 млн пассажиров в год и 12 млн человек — в петербургском узле, а также недовывезет 40 млн тонн грузов в год. Поэтому для вывоза грузов все равно понадобится развитие железнодорожной инфраструктуры на 1,6 трлн руб. (см. «Ъ» от 23 ноября).

Наталья Скорлыгина

Вся лента