Что это было

Подводим итоги автомобильного года

Конечно же, каждому из нас уходящий 2021 автомобильный год запомнился чем-то своим. Кто-то надеялся, что пандемия пройдет, но медицинская маска, похоже, прочно заняла свое место на внутрисалонном зеркале. Кто-то открыл для себя маршрут для автопутешествия по родной стране и понял, что он может быть даже интереснее полета за рубеж. А кто-то наконец купил своей «ласточке» новые колесные диски. Все это, безусловно, важные для каждого из нас события. Мы же попытались вспомнить все судьбоносное, что случилось не с каждым, а со всеми.

Словом и делом

Коронавирусная инфекция, безусловно, стала одной из самых обсуждаемых тем 2020 года. Но и в нынешнем году ковид не сбавляет оборотов, балуя нас все новыми инфоповодами. Но на этот раз акценты сместились с самого заболевания на его производные. Это подтвердили составители Оксфордского словаря. Согласно наблюдениям британских лингвистов, vax («вакцина», «вакцинация») стало самым востребованным словом 2021 года. За отчетный период количество употреблений данной лексемы фактически выросло в 72 раза, породив немало новообразований, в том числе неформальных. К примеру, английский язык пополнился такими любопытными словами, как vaxxie (вакси), что обозначает «селфи», сделанное во время вакцинации или сразу после нее, и vaxinista (вакциниста), которое употребляется для шутливого обозначения людей, хвастающихся в соцсетях статусом вакцинированного. Но нас больше интересует слово vaxxident, обозначающее дорожную аварию, произошедшую вследствие побочных эффектов от вакцины. Вероятно, скоро появятся и новые слова. Инфекция и методы борьбы с ней так плотно проникли в нашу жизнь, что в этом году крупные автопроизводители один за другим анонсировали новейшие системы фильтрации воздуха. Компания Jaguar Land Rover представила технологию, позволяющую нейтрализовать до 97 процентов вредоносных вирусов, попадающих в салон. Аналогичную систему разработал Nissan.

Масочный режим

Илон Маск, пожалуй, единственный человек, способный посоревноваться с ковидом по количеству упоминаний в 2021 году. В конце января основатель Tesla, имеющий репутацию главного ньюсмейкера и «тролля» современной автомобильной индустрии, заявил о том, что его компания впервые за 18 лет существования вышла на чистую годовую прибыль, которая составила 718 млн долларов. Не секрет, что компания Tesla производит электромобили себе в убыток, зарабатывая в основном на продаже так называемых нормативных кредитов. Все дело в том, что в США во многих штатах действует регламент, по которому от каждого автопроизводителя требуется продать определенный процент автомобилей с нулевым выбросом. В том случае, если этого не происходит, компания обязуется приобрести нормативный кредит у «чистого» производителя, которым и является Tesla.

И это не единственное финансовое достижение Илона Маска в нынешнем году. В октябре последовало заявление, что капитализация «Теслы» достигла триллиона долларов, о чем свидетельствуют данные фондовой биржи NASDAQ. Не в последнюю очередь на рост активов повлияла новость о том, что одна из старейших компаний по прокату автомобилей – Hertz планирует приобрести у Маска более ста тысяч электромобилей. И это безусловный успех на фоне менее радужных инфоповодов.

Масштабные отзывные кампании, проблемы с возгоранием и несовершенство автопилота давно стали предметом горячих споров и обсуждений. В 2021 году критикам и недоброжелателям досталась еще одна причина для злорадства. Выяснилось, что автомобили марки Tesla крайне привлекательны для грызунов. Причиной тому органические материалы, из которых изготовлена оплетка электропроводки.

При этом сам Илон Маск, судя по всему, не сильно расстраивается из-за плохих новостей. Более того, в этом году им было сделано несколько провокационных заявлений, оказавших заметное влияние на мировую экономику. К примеру, о том, что автомобили Tesla больше не будут продаваться за криптовалюту, так как «майнинг» негативно сказывается на окружающей среде. Результатом такого заявления стало обрушение курса биткоина на 17 процентов.

В этом смысле заявление Маска о желании построить завод по производству электромобилей Tesla в России не произвело такого оглушительного эффекта. Зато заставило глав российских регионов потолкаться локтями за право разместить производственные мощности. Губернатор Московской области через социальную сеть Twitter обратился с соответствующим предложением к американскому бизнесмену. Позже его примеру последовали губернаторы Калининградской и Калужской областей.

Неожиданный успех

До недавних пор у американского стартапа Rivian имелся лишь проект пикапа «на батарейках», долги в размере более миллиарда долларов, накопленные еще с 2009 года, и тающая надежда наладить в Иллинойсе производство. В идеале – в таких объемах, чтобы это заметил сам Илон Маск. Для воплощения задуманного не хватало самого банального – денег. Но тут подфартило: владелец Amazon Джефф Безос осенью 2019 года заказал у Rivian сразу 100 тысяч… нет, не пикапов, а электрофургонов. Эти машины сделали так быстро, что уже в начале 2021 года они под маркой Amazon вышли на улицы Лос-Анджелеса на масштабные испытания. И в проект вдруг все поверили. В ноябре, когда Rivian стал публичной компанией и вышел на биржу, инвесторы закидали его деньгами. Цена акций в какой-то момент превышала уровень первичного размещения почти вдвое, а всего бумаг было продано столько, что по капитализации стартап внезапно взлетел аж до пятой строчки среди автогигантов, опередив и General Motors, и даже Ford, с которым еще недавно планировал совместные разработки. Илон Маск, кстати, заметил. Накануне через свой твиттер он советовал Rivian для начала выпустить хотя бы один серийный электромобиль на каждый миллиард своей капитализации, но после фантастического размещения язвительный тон сменил на деловой и написал, что настоящее испытание для них начинается только сейчас.

Новые игроки

Похоже, никого не пугает ни опыт компании Apple, которая еще в 2014 году взялась за проект электромобиля и до сих пор его не реализовала, ни попытка компании Dyson, вложившей полмиллиарда фунтов не в пылесос, а в тележку побольше. Все кому не лень продолжают заявлять о желании строить инновационные EV и колесные беспилотники. Отметился даже Сбер, выкатив в мае самовозную четырехколесную карету SberAutoTech.

Впрочем, некоторые заголовки с упоминанием IT-гигантов в автоновостных лентах 2021 года все же заслуживали внимания.

Тайваньская Foxconn, на чьих мощностях делаются «айфоны», уже прикупила себе и китайский автостартап Byton, и один из заводов GM в США, и еще много чего. Теперь грозится начать делать целый выводок «Фокстронов» – от легковых EV до больших электробусов.

Китайская Xiaomi тоже взялась серьезно: выделила на электромобильное направление 10 млрд долларов и теперь прибирает к рукам все подряд – автобренды с лицензией на производство в Китае и отдельные заводы, производителей автокомпонентов и чипов...

Тем временем Huawei уже «тренируется на кошках» – совместно с Dongfeng выпускает под маркой Seres гибридные EV и планирует запустить еще один автобренд Avita с Changan.

Наконец, еще один китайский гигант по выпуску смартфонов – марки OnePlus, Vivo, Realme и другие – сейчас затевает производство доступных электромобилей в Индии. И его OPPO с колесами может стать большим сюрпризом для Tesla, которая лишь собирается сделать модель за 25 тысяч долларов.

Подключение крупнейших технологических игроков – тренд для всей автоиндустрии. У них гораздо больше шансов, чем у каких-либо калифорнийских стартапов с китайским финансированием.

Дефицит полупроводников

В современном автомобиле электроника управляет почти всеми его функциями, и если без центрального замка или памяти на регулировки кресел можно обойтись хотя бы теоретически, то управление двигателем необходимо для соблюдения экологических норм, да и системы безопасности, от АБС до подушек, давно уже стали обязательными во многих странах мира. В итоге автозаводы встают перед выбором – приостанавливать производство или ставить на склад недоукомплектованные автомобили. Возможны и компромиссы: в США дилеры BMW стали выдавать клиентам автомобили без сенсорных экранов и проекции показаний приборов на ветровое стекло, компенсируя это скидкой. А в России и странах ЕАЭС с сентября и до конца года разрешили выпускать автомобили без системы ЭРА-ГЛОНАСС, обязав, однако производителей и дилеров в дальнейшем бесплатно установить соответствующие модули на машины, уже перешедшие в собственность клиента. Правда, вопрос, все ли владельцы захотят тратить время на поездку к дилерам для установки этой системы, но это уже их проблемы. На некоторых моделях Lada и Nissan убрали датчик присутствия переднего пассажира для сигнализации о непристегнутом ремне в России, он в общем-то бесполезен.

Дефицит микросхем возник по нескольким причинам. Главным толчком стала пандемия в 2020 году. Автозаводы были вынуждены приостановить производство и, соответственно, сократили закупки комплектующих и чипов. Производители микросхем и сами были вынуждены притормозить производство из-за пандемии, но в 2020 году это было не так заметно. Поскольку массовое производство отрасль плановая, производители микрочипов отдали квоты на микросхемы в другие отрасли, и, когда автомобильные компании восстановились и захотели получить больше чипов, им уже просто не хватило. Проблему усугубили пожары на заводах микросхем в Японии и торговые войны США с Китаем

Такси без таксиста

В Китае начало работу первое полностью беспилотное роботизированное такси, запущенное местным интернет-гигантом Baidu – аналог российского «Яндекса» или американского Google, которые тоже занимаются беспилотными автомобилями, – но Baidu раньше, чем они, дошла до коммерциализации своего проекта. Особенностью этих такси является отсутствие в них страхующего водителя, а посадка в такси и сама поездка производится полностью в автоматическом режиме. Для перевозки пассажиров используются электромобили премиального бренда HongQi, принадлежащего FAW. Они соответствуют четвертому уровню автономности, то есть могут ездить самостоятельно, но имеют органы управления, так что человек при желании может ими управлять. Для такси предусмотрено только дистанционное вмешательство оператора через сеть 5G – в случае, если что-то пойдет не так. В 2025 году Baidu планирует запустить роботакси в 65 городах КНР, а к 2030 году довести их число до ста.

И велосипед в нагрузку

У российских автодилеров праздник – возможно, последний для этой отрасли, но впечатляющий. Такого наш авторынок не помнит с 2008 года, когда доллар упал до минимума, а все экономические показатели РФ выросли до максимума, в том числе и продажи новых автомобилей – время ожидания некоторых популярных моделей превышало год. Сегодня дилеры используют проверенный еще в советские времена метод – торгуют «с нагрузкой». Только раньше покупатель популярного детектива, фантастики или романа Дюма обязан был взять и сборник материалов съезда КПСС. Сегодня в нашем лексиконе появилось слово «допы» – дополнительное оборудование, которое устанавливает дилер и которое может повысить цену автомобиля на несколько сотен тысяч рублей, – от ковриков до спортивного велосипеда.

Дилеров можно понять – никто не знает, как долго будет существовать этот «рынок продавца». Возможно, уже в следующем году им придется вернуться к скидкам и отрицательной марже, когда доходы дилерскому центру приносят ТО и гарантийные ремонты, а не продажа автомобилей.

Сделка года

Слияние разных автомобильных компаний, преследующих общие цели, практика не такая уж и редкая. В этом году, например, мы наблюдали возникновение очередного мегаавтопроизводителя по имени Stellantis. Однако случай с объединением легендарной марки Bugatti с молодой и пока не известной в широких кругах фирмой Rimac – реально удивил. Небольшой хорватский разработчик электрических гиперкаров получил контрольный 55-процентный пакет акций в новом предприятии, тогда как меньшая часть досталась Porsche – стратегическому партнеру Bugatti в рамках концерна Volkswagen. Генеральным директором назначили Мате Римаца – основателя Rimac Automobili, которого еще называют «хорватским Илоном Маском». За короткое время гаражное хобби молодого балканского изобретателя, начавшего с переделки BMW E30 в 600-сильный электромобиль, выросло в серьезную компанию, которая теперь делится технологиями со многими ведущими автоконцернами.

Принесение клятвы

В этом году целый ряд крупных автомобильных брендов объявили о скором отказе от традиционных двигателей внутреннего сгорания, на смену которым придут полностью электрические агрегаты. Так, еще в первой половине года о намерении окончательно забыть про бензиновые и дизельные моторы в следующие 10–15 лет заявили Audi, Jaguar и Volvo. К 2035 году их примеру последуют американские концерны Ford, General Motors и Stellantis, которые одобрили план правительства США о запрете продаж новых машин с классическими ДВС к середине следующего десятилетия. С таким прогнозом в ноябре на климатической конференции в шотландском Глазго выступил Джон Керри – официальный представитель президента США Джо Байдена.

Американские автогиганты всецело поддерживают инициативу властей, однако подчеркивают, что для перехода на «зеленую» энергию им потребуется полная поддержка властей по принятию стимулирующих мер и развитию необходимой инфраструктуры. Наконец, к 2035 году Hyundai и Kia должны полностью свернуть европейские продажи машин с традиционными моторами. Корейцы уже приступили к массовому производству электромобилей нового поколения, которые, к слову, в следующем году должны добраться и до России.

Кто больше

Уходящий год ознаменовался появлением сразу нескольких автомобилей фантастической стоимости, которая более характерна, скажем, для бизнес-джетов или океанских яхт, нежели для четырехколесного наземного транспорта. Так, компания Bugatti в мае представила готовую версию уникального суперкара La Voiture Noire, выпущенного в единственном экземпляре. Стоимость купе, посвященного знаковой исторической модели Bugatti Type 57 SC Atlantic 1936 года, составила 11 млн евро. Всего через пару недель Rolls-Royce показал эксклюзивный кабриолет Boat Tail, за который неизвестный заказчик, по слухам, выложил невероятные 30 млн долларов. К слову, очень дорогие машины начали выпускать и в России. Летом в Татарстане началось производство «коммерческих» версий Aurus Senat для свободной продажи. Заявленные цены на базовую машину начинаются от 18 млн рублей, однако в случае заказа бронированного лимузина стоимость может превысить 100 млн.

В одном флаконе

Еще в 2018 году ГИБДД предложила ввести единый экзамен на права, максимально приблизив его к реальным дорожным условиям. Сначала ты как бы выезжаешь из гаража, поворачиваешь на проспект, стоишь в пробке на горке, разворачиваешься и паркуешься в узком переулке. На проверку навыков экзаменатору отводится полчаса, при этом «площадка» в качестве отдельного экзамена уже не нужна. От концепции до ее воплощения в жизнь ушло более двух лет, поэтому новый объединенный экзамен был введен с 1 апреля 2021 года.

Кажущаяся довольно разумной идея столкнулась с местной спецификой. Выяснилось, что во многих городах просто нет подходящих улиц, где можно было проверить все и сразу в комплексе: то горки нет нужной, то парковочной разметки. В итоге ГИБДД согласилась разрешить в качестве исключения принимать экзамен на площадке, как и раньше (если больше негде), чем не преминули воспользоваться местные инспекторы. В итоге водители в некоторых городах так и не поняли, что это была за реформа, о которой так много говорили. Площадка как была, так и есть, только сдавать ее в городе надо «в одном флаконе», а не двумя отдельными экзаменами, как раньше.

Кстати, в рамках этой же реформы теперь нельзя узнать и вызубрить с инструктором заранее экзаменационный маршрут. В результате с первого раза городской экзамен теперь сдают всего 11 процентов – вдвое меньше, чем раньше, – остальные отправляются на переподготовку или переэкзаменовку. Хорошо это или плохо – вопрос спорный.

Штрафная библия

Количество изменений, внесенных в КоАП 20-летней давности, давно превысило все разумные пределы, поэтому правительство решило разработать абсолютно новый кодекс, отвечающий современным реалиям. Документ должен был вступить в силу с 1 января 2021 года, но все пошло не по плану, и работа над КоАП затянулась. В публичное поле выкладывалось несколько версий кодекса, одна скандальнее другой. Последняя редакция «штрафной библии» увидела свет в ноябре 2021 года: говорят, что именно в таком виде проект будет вноситься в Госдуму.

Ответственный за документ Минюст публично обещал не трогать штрафы для водителей, но, как это обычно бывает у чиновников, несколько слукавил. В последней редакции обнаружился и 5-тысячный штраф за опасное вождение, и 40-тысячный штраф за отказ остановиться по требованию полицейского, и новые санкции за скорость, тонировку, пьяное вождение и т.д. Все это, конечно, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Затишье, наблюдавшееся последние пару лет в области инициатив по ужесточению наказания, оказалось предвестником большой штрафной бури.

Вопрос совести

Все привыкли к тому, что техосмотр почти никто не проходит, а диагностические карты покупают в интернете. Чтобы искоренить коррупцию и заставить всех проверяться как положено, министерства готовили большую реформу техосмотра, которая должна была заработать с 1 марта 2021 года. Новые правила (в том числе обязательное фото на пункте ТО) должны были избавить этот грешный мир от неисправных автомобилей.

По странному стечению обстоятельств политика властей в последний момент резко поменялась. Почти одновременно с началом действия нового закона о ТО правительство продлило действие всех диагностических карт, потом Госдума «отвязала» ОСАГО от техосмотра и объявила, что ТО будет добровольным для легковых машин и мотоциклов. На момент сдачи этого материала в печать поправки про «добровольность» еще не были приняты, но депутаты обещали это сделать до конца года. Решение на этот счет уже принято, можно не сомневаться.

Блокировка блогеров

Мода на съемки ночных гонок существует уже не первый год, но почему-то именно в 2021 году это явление приобрело колоссальный масштаб. Сказались и выросшая популярность различных соцсетей, и новые способы их монетизации. Каждый ролик из рубрики «Смотрите, как я еду 200 км/ч по городу и меня никто не ловит» набирает миллионы просмотров, принося владельцу канала приличный доход.

Понятно, что рано или поздно охота на таких «режиссеров» должна была начаться. Сначала ГИБДД просто находила и штрафовала владельцев машин, снимающих видео с нарушениями для соцсетей. В ноябре 2021 года аккаунты некоторых блогеров через суд были впервые признаны источниками «информации, запрещенной к распространению», то есть фактически их приравняли к террористам или продавцам наркотиков. Решение по такой блокировке пока только одно и пока только на бумаге. Чтобы конкретные адреса стали недоступны для пользователей сети, решение суда должно вступить в силу, а оно еще может быть обжаловано… В общем, это не быстрый процесс.

Очевидно, что после блокировку будут применять и к другим блогерам, только, скорее всего, это их не сильно смутит – они без труда создадут новый аккаунт-клон и придумают, как согнать туда всех старых подписчиков. А решение по публичной, освещаемой в СМИ, блокировке используют как очередной повод привлечь к себе внимание или даже заработать на этом.

Формула переезда

С 2014 года, когда в России впервые состоялся этап Формулы 1, гонка главной гоночной серии планеты ассоциировалась исключительно с Сочи. Построенная в Олимпийском парке на берегу Черного моря трасса «Сочи Автодром» стала, возможно, не самым интересным для пилотов чемпионата мира треком, но пейзажи – в телетрансляции в одном кадре можно увидеть и море, и заснеженные горные вершины, и стадионы зимних Олимпийских игр 2014 года – полюбились всему миру. Но вскоре придется привыкать к новому антуражу новой трассы: спустя семь лет Формула 1 в России переезжает – с 2023 года Гран-при России будет проводить на новой трассе «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом. Построенный в 2019 году трек пока не принял ни одной международной серии – амбициозные планы открыть трассу гонкой DTM сорвались, мировой ралли-кросс World RX тоже в Северную столицу не приехал, поэтому пока главными гонками на «Игоре Драйв» стали российские чемпионы СМП РСКГ и дрифт RDS GP. Под Гран-при России трасса будет модернизирована – летом 2021 года кольцо закрыли на реконструкцию, которая станет на километр длиннее, получит новый рельефный участок и позволит сделать автодром еще более скоростным и интересным в пилотаже. Так это окажется в реальности или нет – узнаем через год, когда Формула 1 дебютирует на курорте «Игора» в Приозерском районе Ленинградской области.

Кадровый автомобиль

В мире кино есть две статуэтки, о которых так или иначе мечтают все кинематографисты: «Оскар» и «Золотая пальмовая ветвь». В этом году оба приза ушли женщинам-режиссерам, которые в некотором роде сделали автомобильное кино – «Земля кочевников» и «Титан». «В некотором роде», потому что снимали Хлоя Чжао и Жюли Дюкурно свои фильмы не ради автомобилей, но без них создать внятное авторское высказывание они вряд ли смогли бы.

«Земля кочевников» и «Титан» показывают нам старые автомобили, свечи зажигания которых может заливать бензином, а на капоте будет красоваться безвкусная аэрография. И это так не похоже на те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Чипы, электромоторы, автопилотирование… Вы это о чем вообще?

Иван Картамцев, Руслан Тарасов, Валерий Чусов, Иван Буранов, Максим Вершинин, Анна Килимник

Вся лента