Иноагенты, выполняющие функции товарного знака

RT отстаивает в суде коммерческое право на этот статус

Законность маркировки футболок словами «иностранный агент» рассмотрит Арбитражный суд Москвы. Футболки выпущены в поддержку издания «Медуза» (внесено в реестр СМИ-иноагентов). Канал Russia Today заявляет, что зарегистрировал товарный знак «иностранный агент» после признания таковым в Соединенных Штатах Америки; сумма иска правообладателя к основателю магазина сувениров и одежды Feelosophy Store Георгию Сарибекяну составляет 500 тыс. руб. Футболки уже сняты с производства, заявил “Ъ” господин Сарибекян, однако в Союзе промышленников РФ полагают, что RT имеет высокие шансы выиграть суд, получить компенсацию и в дальнейшем сможет подавать аналогичные иски к другим магазинам. Другие опрошенные “Ъ” эксперты считают, что понятие «иностранный агент» содержится в российских законах и не должно использоваться как товарный знак, поэтому не исключен запуск процедуры прекращения правовой охраны словосочетания.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Из карточки дела на сайте Арбитражного суда Москвы известно, что истцом выступает управляющая компания RT — АНО «ТВ-Новости», ответчиком — создатель магазина сувениров и одежды Feelosophy Store Георгий Сарибекян; сумма заявленных требований составляет полмиллиона рублей.

«RT объявили иностранным агентом в США в конце 2017 года под угрозой уголовного дела,— пояснила заместитель главного редактора и директор маркетинга RT Анна Белкина.— RT подал заявку на товарный знак "Иностранный агент" еще в 2019 году и получил его. С этим товарным знаком с 2020 года выходит популярная сувенирная продукция телеканала. Мы очень удивились, когда недавно увидели футболки "иностранный агент" в продаже другого магазина, с надписью, визуально практически идентичной нашему дизайну. Именно этим и обоснован иск. Любой бренд, любая компания, у которой есть зарегистрированные товарные знаки, поступила бы точно так же, как RT, если бы нарушили ее право на их использование». Напомним, иноагентом в ноябре 2017 года стала редакция Russia Today в США — американский Минюст внес ее в реестр иностранных агентов, действующий с 1938 года. Главный редактор телеканала Маргарита Симоньян тогда поздравила «всех, кто еще верит в американскую свободу слова», и заявила о решимости конвертировать этот статус в юмор.

Георгий Сарибекян заявил “Ъ”, что «ошарашен» фактом иска и суммой компенсации: «Я получил от RT претензию на 500 тыс. руб. в октябре. Там содержалось требование снять с продажи футболки с использованием товарного знака RT "иностранный агент", что мы и сделали».

Футболки со словами «иностранный агент» Feelosophy Store начал выпускать в августе 2021 года в поддержку издания «Медуза» — оно было внесено российским Минюстом в реестр СМИ-иноагентов в апреле нынешнего года. «Сумма иска несопоставима с деньгами, что мы получили от продажи мерча (любые вещи, но чаще сувениры и одежда, с символикой бренда.— “Ъ”)»,— говорит господин Сарибекян. Уточнить сумму, вырученную от продажи футболок с дизайном, оспоренным в суде, он отказался, но сообщил, что теперь магазин продает вещи с печатью «иноагент» — «прав на это слово у RT пока нет».

Отметим, что заявку на регистрацию слова «иноагент» как товарного знака АНО «ТВ-Новости» подало в мае 2021 года, процедура пока не окончена. В ноябре 2021 года «Медуза» также подала патентные заявки на регистрацию товарных знаков «пресса», «иноагент», а также маркировки текста-предупреждения о том, что «материал создан и (или) распространяется иностранным агентом». Параллельно «Медуза» обжаловала заявку RT на регистрацию товарного знака «иноагент».

В России реестр СМИ-иноагентов существует с 2017 года, до нынешней весны он пополнялся не слишком активно и в апреле включал всего 17 позиций. С 2020 года в него можно вносить и физических лиц. С апреля по декабрь 2021 года реестр расширился вшестеро, сейчас в нем 103 позиции, среди них, в частности, «Медуза», телеканал «Дождь», издание «Важные истории» и многие другие. В поддержку СМИ-иноагентов производители различных товаров запустили кампании по сбору средств, в том числе продавая одежду и сувениры.

Георгий Сарибекян считает, что иск RT нацелен как раз на то, чтобы «пресечь поддержку иноагентов»: «Видимо, в нашем случае это показательная история, чтобы партнеры (каких-либо СМИ и НКО из реестров иноагентов.— “Ъ”) даже не думали использовать эти слова и поддерживать ребят».

Производство товаров с использованием того же товарного знака наносит ущерб интересам правообладателя, указывает зампред комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, поэтому шансы RT взыскать компенсацию с интернет-магазина высоки. Напротив, «Медузе» оспорить регистрацию товарного знака будет сложно, а регистрация аналогичных товарных знаков маловероятна. RT сможет подать и выиграть и другие аналогичные иски к производителям похожих товаров, полагает господин Семенов.

Часть опрошенных “Ъ” экспертов сомневаются в законности монополии RT на слова «иностранный агент»: «Термин "иностранный агент" общепринят, это понятие не просто так возникло в повестке, оно содержится в законодательстве,— говорит Камила Сулейманова, адвокат коллегии адвокатов "Адвокат Премиум".— Этот вопрос станет одним из центральных для оценки судом в описываемом деле».

Госпожа Сулейманова подчеркивает, что RT оспаривает только текст, но не художественные элементы, использованные ответчиком — «шрифт, цвет, рамку, расположение текста и так далее».

АНО «ТВ-Новости» обладает исключительными правами на товарный знак, признает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин: формально это основание для запрета использовать словосочетание, и суд должен встать на сторону RT. «Но в данной ситуации массу вопросов вызывает сам факт регистрации словосочетания "иностранный агент" в качестве товарного знака,— отмечает господин Федюкин.— Регистрация в качестве товарного знака общеупотребимых словосочетаний и терминов не допускается». Юрий Федюкин полагает, что в данном случае могла бы иметь успех подача заявления о прекращении правовой охраны «на основании того, что словосочетание вошло во всеобщее употребление и является правовым термином, закрепленным на уровне федерального закона».

Мария Старикова, Валерия Лебедева

Вся лента