Членистоногие печали

На экраны выходит фильм «Человек-паук: Нет пути домой»

В прокат выходит «Человек-паук: Нет пути домой» Джона Уоттса — 27-й фильм кинематографической вселенной Marvel (MCU). Для его производства Marvel Studios после долгих переговоров наконец объединила свои силы с Sony Pictures, владеющей правами на популярного персонажа. Благодаря этому картина почти сплошь состоит из подарков и приветов фанатам, а для остальных зрителей, включая Юлию Шагельман, смысл мероприятия потерялся окончательно.

Предполагаемое прощание с франшизой отправило фантазию создателей фильма в совсем уж безудержный полет

Фото: Columbia Pictures

Человека-паука (настоящее имя — Питер Паркер) придумал в 1962 году Стэн Ли, и революционность его идеи состояла в том, что этот «дружелюбный сосед», в отличие от прочих супергероев, был обычным подростком из Квинса, на которого вдруг свалилась великая сила, а вместе с ней — большая ответственность. Он не столько спасал мир, сколько решал локальные проблемы с преступностью в родном районе, а заодно переживал все «прелести» пубертата: застенчивость в общении с девушками, насмешки сверстников, непонимание взрослых, пугающие изменения собственного тела. Неудивительно, что юные читатели комиксов увидели в нем своего парня с понятными проблемами и полюбили всей душой.

С 1970-х годов про него снимали мультики и телефильмы, и многие поколения детей переодевались в паучий костюм на Хэллоуин. В 2002–2007 годах вышла трилогия фильмов Сэма Рейми, где герой получил лицо Тоби Магуайра, девушку в исполнении Кирстен Данст и толпу живописных противников. В 2012-м франшизу перезапустили с новым режиссером — Марком Уэббом и новым актером — Эндрю Гарфилдом. Их хватило, несмотря на похвалы критиков, только на два фильма, после чего началось долгое перетягивание персонажа между Marvel Studios, которой он был позарез нужен для интегрирования в команду Мстителей, и Sony Pictures (права на Человека-паука им достались еще в 1980-х, когда находившаяся в кризисе Marvel распродавала свою интеллектуальную собственность направо и налево). Наконец, ко всеобщей радости, корпорациям удалось договориться, и в 2017-м в жизни Питера Паркера началась новая глава: внутри дружной семьи MCU и с лицом британца Тома Холланда, который обладает настоящей суперспособностью — в свои 25 действительно выглядеть на 15.

Предполагалось, что «Нет пути домой» станет для Холланда последним в рамках франшизы (хотя актер уже сообщил, что готов вернуться по первому зову продюсеров). Фильм стартует с того же места, где закончился предыдущий, «Человек-паук: Вдали от дома» (2019). Злодей Мистерио (Джейк Джилленхол) раскрыл личность Питера Паркера всему миру, что повлекло за собой самые неприятные последствия. Его даже попытались арестовать, и хотя эта проблема быстро разрешилась, но Питера, его девушку ЭмДжей (Зендея) и лучшего друга Неда (Джейкоб Баталон) не принимают ни в один колледж, а это, сами понимаете, настоящая трагедия. Человек-паук обращается за помощью к магу Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч), но в результате их совместных попыток все исправить Вселенная трещит по швам и из разрывов пространственно-временного континуума — спасибо соглашению Sony и Marvel — лезет толпа персонажей из фильмов Рейми и Уэбба.

Формат эпического прощания дает создателям карт-бланш на то, чтобы вспомнить все и устроить на экране фестиваль беспощадного фансервиса. Сюжетная логика, причинно-следственные связи, все, что отличало фильмы с Холландом от предыдущих, больше никого не интересуют, ведь целевая аудитория все равно встречает появление каждого хорошо знакомого лица восторженными воплями. Для случайно заглянувшего в кинозал меньшинства можно быстренько изложить предысторию (этот гениальный ученый вколол себе сыворотку, превратившую его в ящера, другой упал в бассейн с электрическими скатами, третьего засосало в коллайдер — как здорово, что все мы здесь сегодня собрались) и вернуться к демонстрации многочисленных «пасхальных яиц». В результате все это больше похоже не на кино, а на репортаж с какого-нибудь «Комик-Кона» и «Старые песни о главном» одновременно. Кстати, о песнях — единственное, за что хочется поблагодарить авторов, так это за то, что хотя бы бродвейский мюзикл про Человека-паука 2010 года они оставили в покое. Правда, в эпоху бесконечной переработки одних и тех же идей, персонажей и сюжетов никто не может гарантировать, что его не приберегают для следующих сиквелов.

Вся лента