Осторожно, сети замедляются

Интернет в метро тормозит из-за роста трафика

Средняя скорость мобильного интернета в московском метро за год снизилась на 4,5 Мбит/сек, до 31,6 Мбит/сек, подсчитали в Telecom Daily. Увеличить ее смог только «Вымпелком», который инвестировал в сети под землей весь год. Пассажиры стали больше смотреть видео, и трафик растет вдвое быстрее, чем в Москве в целом, что влияет на среднюю скорость, объясняют эксперты.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

“Ъ” ознакомился с исследованием Telecom Daily, посвященным средней скорости интернет-доступа в метро Москвы. Из него следует, что по итогам 2021 года средняя скорость на загрузку в подземке у четырех из пяти операторов снизилась на 4,5 Мбит/сек, до 31,6 Мбит/сек. Увеличил скорость только «Вымпелком», который продолжал строить сети в подземке в течение года, уточнили в агентстве.

Средняя скорость на загрузку всех операторов в метро в перегонах составила 37,2 Мбит/сек, тогда как годом ранее держалась на уровне 36,5 Мбит/сек.

В перегонах тестировались сети МТС, «МегаФона», «Вымпелкома» и Tele2, а также Wi-Fi-сеть «МаксимаТелекома». На станциях тестировались только сотовые сети.

Если в 2018–2019 годах интернет в метро в нормальном качестве предоставляли лишь «МегаФон» и МТС, то в 2020 году стало ясно, что лидеры меняются в соответствии с объемом инвестиций, отмечается в исследовании. Лучшего оператора в метро в 2020 году в Telecom Daily назвать затруднились, поскольку по разным параметрам лидировали разные игроки, а в 2021 году к этому званию приблизился «Вымпелком».

Сейчас «Вымпелком» находится на первой позиции по показателям стабильности передачи данных в тоннелях, на станциях его опережает Tele2.

По скорости передачи данных от абонента среди сотовых операторов первый также «Вымпелком», но всех традиционно обгоняет Wi-Fi компании «МаксимаТелеком». Ее сеть также обеспечивает работу телеком-сервисов метрополитена, включая передачу видеоданных и непрерывное вещание медиаконтента на экранах в вагонах, отметили в Telecom Daily.

МТС и «МегаФон» первыми среди операторов завершили покрытие всех станций московского метро сетью стандарта 4G осенью 2019 года. Это произошло в том числе и за счет совместного использования сетей. МТС разворачивала 4G в метро вместе с «МегаФоном», разделив подземку на две равные части. Каждый оператор строил сети в своей зоне ответственности — это позволило сократить расходы. Компания Tele2, обеспечив покрытие на станциях, начала запускать LTE в тоннелях только в марте 2019 года. В отличие от «большой тройки», у оператора в Москве нет частот для сетей 3G, поэтому он строит сразу LTE.

«Вымпелком» уже провел масштабные работы по строительству сети 5G-Ready в столичном метро и продолжит модернизацию инфраструктуры, сообщил региональный директор в Московском регионе ПАО «Вымпелком» Дмитрий Машин. МТС проводит модернизацию оборудования в тоннелях с осени 2021 года, на нее планируется потратить 1 млрд руб. за два года, отметили в компании: «Это создаст запас емкости на несколько лет». «МегаФон» не прекращает модернизировать сеть, наращивая емкость в тоннелях, сообщили в компании. Tele2, говорит ее представитель, в ближайшем будущем планирует улучшить связь в перегонах нескольких линий.

26,8 миллиарда рублей

от продажи услуг недополучил Московский метрополитен в 2020 году из-за пандемии, по данным ФНС.

При этом объем трафика в метро в 2021 году вырос на 70%, а на сети столичного региона в целом — на 35%, драйвером остается видеоконтент, подчеркнули в МТС. В «МегаФоне» говорят об увеличении трафика в 1,5 раза. В пользовательском сегменте сети MT_FREE растет доля стриминговых сервисов и онлайн-видео, подтверждают в «МаксимаТелекоме».

Снижение средней скорости в метро незначительно и связано с тем, что больше пассажиров стало активно пользоваться интернетом, полагает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Тем не менее, чтобы не «уронить» средние скорости, операторы вынуждены вести в метро интенсивное строительство, отмечает аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко. Размер необходимых инвестиций определяется доступным оператору частотным ресурсом, числом абонентов и их средним потреблением, говорит он. Господин Бойко уточняет, что средние доступные скорости — не самый главный показатель, важнее бесшовность покрытия, отсутствие разрывов при следовании каждого пассажира по его личному маршруту.

Анастасия Гаврилюк

Вся лента