Двойная победа

Обладатели первого гранта Still Art

1 июля фонд Still Art открыл прием заявок на грант по современной fashion-фотографии в России. 30 сентября прием заявок был окончен, а 18 октября члены жюри, в которое вошли основатель фонда Елена Карисалова (на фото в центре), директор МАММ Ольга Свиблова, директор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская и издатель The Art Newspaper Инна Баженова, объявили свой выбор.

Фото: Still Art Foundation

Финалисты первого гранта: главный приз получил Дмитрий Булин (на фото справа), а специальный приз Евгений Шишкин (на фото слева). Мы поговорили с обладателями гранта и специального приза о конкурсе, фотографии и о том, что им дала победа.


«Я вскочил в последний вагон отбывающего поезда»

Дмитрий Булин

—Как вы узнали о конкурсе? Думали, что можете победить?

Работа фотографа Дмитрия Булина

Фото: Фотограф Дмитрий Булин

—О конкурсе я узнал совершенно случайно, из интернета, листая какой-то сайт, где были собраны текущие мероприятия, посвященные фотографии. Я прочитал условия и, когда увидел организаторов конкурса и членов жюри, подумал: «Было бы здорово показать им свои работы». К тому моменту у меня уже была снята конкурсная серия, и я решил, что это неплохой шанс. Но, конечно, я не думал, что стану победителем. В стране очень много талантливых фотографов — организаторы в итоге получили свыше 200 заявок. Нужно быть очень самонадеянным человеком, чтобы в этих условиях рассчитывать на победу. Однако никто не мешает мечтать о ней.

—Вы участвовали ранее в других подобных конкурсах? Получали гранты?

—Да, однажды участвовал в выставке с открытым зрительским голосованием, где занял первое место. Но справедливости ради надо сказать, что эта победа — заслуга моих друзей, которые активно меня поддержали, пришли на эту выставку и проголосовали. Это в чистом виде демонстрация работы пословицы про «не имей сто рублей…». Все-таки меня окружают удивительные люди.

Работа фотографа Дмитрия Булина

Фото: Фотограф Дмитрий Булин

—Когда вы подали заявку?

—Я подал заявку в конце сентября, а дату не запомнил. Но, мне кажется, я вскочил в последний вагон отбывающего поезда, как тот пассажир из недавнего прошлого, который судорожно покупает билет у кассы, глядя то на циферблат часов, то на дымящий паровоз в окно вокзала.

—Что было в вашей заявке? Вы благодарили команду в своем Instagram. Расскажите, с кем вы делали конкурсные работы?

—Команда — это 90 процентов успеха, 10 процентов я бы оставил на замысел. Можно придумать что угодно, любые концепции, параллели и аллюзии, но именно от качества воплощения зависит, что из ваших идей долетит до зрителя. Уверен, что без моих друзей и коллег у меня ничего бы не вышло. Мне повезло: за годы работы в фото- и киносфере я успел познакомиться с большим количеством прекрасных, неравнодушных людей. В моей конкурсной заявке был цикл из 12 работ, навеянных творчеством Питера Брейгеля Старшего. Каждая работа в каком-то смысле ребус, загадка. Мы переосмыслили сюжеты голландских пословиц в fashion-ключе. Над проектом со мной работали прекрасные художники-стилисты Андрей Скатков и Мария Орлова и два визажиста — Татьяна Кинякина-Цхадая и Мария Бажан. Агентства Neon и TES очень помогли с моделями. Некоторые ребята в кадре — это профессиональные актеры.

—Что вы знали о фонде до конкурса? Какие его проекты видели лично?

Работа фотографа Дмитрия Булина

Фото: Фотограф Дмитрий Булин

—Я слышал о фонде раньше, но на его выставках не бывал. Мне кажется, что та работа, которую задумали основатели Still Art Foundation в России,— это, извините за пафос речи, продолжение дела Третьякова—Мамонтова—Морозова. Я очень рад, что есть люди, которым небезразлична фотография как искусство. И для меня большая честь, что они отметили мои работы.

—Ваш любимый жанр фотографии? Какие техники и приемы назвали бы своими фирменными?

—Мы живем в то время, когда фотоизображение стало играть такую роль в нашей жизни, которую не играло никогда прежде. Фотографируется все, и ежесекундно. Но я не снимаю ничего, кроме людей, и работа с живым человеком в кадре — это то, что действительно приносит мне удовольствие. Поэтому любимый жанр для меня — портрет и его интерпретации, от жанровых сцен до студийных fashion-постановок. Что касается техники или приемов, я бы не сказал, что у меня есть что-то фирменное, я постоянно учусь и пробую новое. Наверное, любовь к «фотозонту» (светоформирующая насадка.— BG) — это то, что не покидает меня пока. Но в этой любви я не одинок.

—Фигуры каких знаменитых fashion-фотографов вам кажутся наиболее значимыми?

—Из классиков — Хорст П. Хорст, Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Герб Ритц, Питер Линдберг, а из современников — Сара Мун, Стивен Майзел, Тим Уолкер, Сёльве Суннсбё.

Работа фотографа Дмитрия Булина

Фото: Фотограф Дмитрий Булин

—Есть ли у вас уже идея и отбор работ для вашей персональной выставки?

—Мы как раз сейчас в процессе работы над этим вместе с фондом. Это невероятно интересно и одновременно волнительно и ответственно.

—Что бы вы порекомендовали тем, кто захочет поучаствовать в конкурсе Still Art в следующем году?

—Внимательно читать правила и верить в себя.


«Всегда обходил конкурсы стороной»

Евгений Шишкин

—Как вы узнали о конкурсе? Думали, что можете победить?

Работа фотографа Евгения Шишкина

Фото: Фотограф Евгений Шишкин, Арт директор Вайора Строганова

—Я слышал о конкурсе от знакомых и друзей. О победе думал, но я предпочитаю никогда не загадывать и не строить ожиданий. Подать заявку, забыть и дальше заниматься своими делами.

—Вы участвовали ранее в других подобных конкурсах? Получали гранты?

—Нет. Всегда обходил конкурсы стороной. Не участвовал и, соответственно, не получал гранты. Специфика моего направления в фотографии нередко обязывает частично или полностью передавать права на использование сделанных фотографий, что ограничивает меня в том, какие проекты можно потом подавать на конкурсы.

Работа фотографа Евгения Шишкина

Фото: Фотограф Евгений Шишкин, Арт директор Вайора Строганова

—Что было в вашей заявке?

—Я подал заявку 27 августа. Это была кампания для бренда Titova Studio. Ее мы создали в тандеме с моей близкой подругой Вайорой Строганов. Она выступила в роли арт-директора.

—Ваш любимый жанр фотографии? Какие техники и приемы назвали бы своими фирменными?

—Мои любимые жанры — это fashion, документальная и концептуальная фотография. Мне сложно вычленить отдельные приемы. Что касается техники, почти все проекты я снимаю на среднеформатную пленку, на Mamiya RZ67.

Работа фотографа Евгения Шишкина

Фото: Фотограф Евгений Шишкин, Арт директор Вайора Строганова

—Фигуры каких знаменитых fashion-фотографов вам кажутся наиболее значимыми?

—Хорст П. Хорст, Эрвин Блюменфельд, Ричард Аведон, Стивен Майзел.

—Есть ли у вас уже идея и отбор работ для вашей персональной выставки?

—Я пока работаю над ней.

—Что бы вы порекомендовали тем, кто захочет поучаствовать в конкурсе Still Art в следующем году?

—Не бояться проиграть. Участие ничего у вас не отнимет, но даст шанс на победу.

Беседовала Анна Минакова

Вся лента