«Не так страшен ковид, как меры борьбы с ним»

Предприниматели и топ-менеджеры о том, боятся ли они нового штамма коронавируса

«Ъ» спросил людей бизнеса, что они думают про «омикрон» по-человечески и по-деловому.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Юрий Куклачев, руководитель Театра кошек:

Фото: Павел Смертин, Коммерсантъ

— К счастью, театр работает. Готовим новую программу, и даже есть надежда, что примем участие в новогоднем представлении на одной из частных площадок.


Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КамАЗ»:

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Бояться должен тот, кто ничего не делает и надеется на авось… Когда появилась вакцина, мы с городскими врачами начали своих работников вакцинировать прямо в заводских медпунктах, которые специально дооборудовали, и добились более 90% вакцинированных. Сегодня у нас в Набережных Челнах на основном производстве, а это более 32 тыс. человек, нет ни одного заболевшего!


Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Предполагаем, что он (омикрон-штамм.— «Ъ») не последний, и человечеству надо перестать бояться этих штаммов, а научиться с ними жить. Мы считаем, что два года с ковидом — показатель того, что он вошел в нашу жизнь. И надо перестать себя постоянно ограничивать, потому что это только усугубляет индуцированный психоз в мире. А постоянное нервное напряжение сильно влияет на здоровье.


Виктор Тополкараев, генеральный директор туристической компании «Интурист»:

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Как человек я опасаюсь любых негативных сценариев развития пандемии. Если говорить о бизнесе, то здесь нет понятия страха, есть только грамотная стратегия, которую выбирает компания, исходя из рисков.

На въездной туризм в РФ это не повлияет никак, потому что он практически обнулился, а для выездного последствия могут быть серьезными. Меньше всего ограничения отразятся на внутреннем туризме. По мере возникновения новых ограничений наш туристический рынок довольно быстро к ним адаптируется.


Роман Сабиржанов, председатель межрегиональной общественной организации «Союз отельеров»:

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— За себя я не боюсь, потому что уже благополучно поставил четыре прививки Спутника V. Считаю, что справлюсь и с другими штаммами.

А за бизнес, конечно, боюсь. Как показала практика последних двух лет, любая информация, связанная с очередной вспышкой, очень сильно отражается на деловой активности. Вместе с ней снижается и туристический поток. В первую очередь это бьет по отелям и хостелам в мегаполисах.

Мы не видим прибыли уже два года, для нас большое счастье работать не в убыток. Если это пойдет на третий или четвертый год, то никакие субсидии не спасут, потому что физически не хватит средств.


Олег Березин, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров:

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

— Если не этот штамм, так еще что-нибудь произойдет. Не так страшен ковид, как меры борьбы с ним. Наверное, скоро еще выяснится, что именно в кинотеатрах новый штамм распространяется просто с невероятной силой и нужно их вообще закрыть лет на пять, чтобы выветрилось все.

Очевидно, QR-коды и другие ограничения — просто убийцы кинотеатров. И главная проблема в том, что это порождает у зрителей негатив по отношению к кинотеатрам, ведет к утрате привычки смотреть что-то вместе, рефлексировать. А про бизнес уже поздно говорить, потому что все, что могли, уже прибили.


Юрий Левитас, ресторатор, совладелец и генеральный директор Black Star Foods:

Фото: @yurilevitas

— Ограничения из-за нового штамма могут привести к еще большему ухудшению экономической ситуации. Будет все то же самое. А по-человечески боюсь не так сильно, надеюсь, что прививки защитят.


Иван Самошин, основатель и генеральный директор туроператора Travelmart:

Фото: Travelmart

— Пока не вижу большей угрозы в данном штамме по сравнению с предыдущими, особенно на фоне растущего количества вакцинированных и переболевших. Большую озабоченность у меня вызывает накручивание общественной тревожности, которое, безусловно, ударит по нашему бизнесу наряду с очень вероятными дополнительными мерами безопасности в виде карантинов и закрытия границ.


Карло Греку, бренд-шеф нескольких московских ресторанов:

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

— Я ничего не боюсь. Мы уже почти два года находим решения для выживания. Как там у вас говорят: волков бояться — в лес не ходить… А Россия для меня не темный лес! Мне здесь работается комфортно, и рассчитываю все пережить.


Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России:

Фото: Из личного архива

— Мы вакцинировали более 80% сотрудников и надеемся, что это защитит их от нового штамма. Если он принесет ограничения на уровне длительного локдауна, то это будет полное разорение нашей сферы бизнеса. А мы и так уже ограничены, что дальше некуда: фитнес-центры работают для клиентов только по QR-кодам практически во всех регионах, за исключением максимум пяти. При их введении потери трафика и выручки сразу упали на 80–90%.


Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства:

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

— Не расслабляемся, но и не паникуем. Сейчас нет такого страха, как в первый раз, когда ничего не было понятно про вирус и нас полностью закрыли по домам. Но теперь эти мутации вируса с нами надолго, поэтому мероприятия не отменяем, но в работе соблюдаем все требования.

Соблюдая все эти меры и вакцинируясь, надо сделать все так, чтобы люди могли жить комфортно, чтобы не закрывались сферы культуры и досуга: театры, музеи, кинотеатры, рестораны, торговые центры, спортиндустрия. Взаперти здоровье не сохранишь, надо просто соблюдать новые нормы жизни.

Группа «Прямая речь»

Вся лента