Транспорт оснастят валидаторами за год

«Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс» объявили конкурс на установку сканеров для считывания QR-кодов на разовых проездных билетах

QR-сканеры для приема разовых проездных билетов до конца 2022 года появятся в салонах 3159 городских автобусов, троллейбусов и трамваев, работающих на социальных маршрутах. Аукцион по выбору подрядчика на установку валидаторов пройдет 20 декабря. Планируемый объем затрат на внедрение новшества — 117,4 млн рублей. Эксперты при этом отмечают, что внедрение QR-кодов больше нужно частным перевозчикам, потому что позволило бы решить вопрос «левых» доходов и освободило бы водителей от сбора наличных.

До конца 2022 года планируется демонтировать установленные в городском транспорте считыватели бесконтактных банковских карт (СББК) и установить модернизированные устройства с поддержкой отображения считывания QR-кода

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Совместный конкурс на выполнение работ по модернизации бортового оборудования системы электронного контроля оплаты проезда объявлен СПб ГУП «Горэлектротранс» и СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Целью планируемых контрактов является обеспечение приема в салонах транспортных средств разовых проездных билетов на основе QR-кода.

Общая сумма, которую два транспортных предприятия готовы потратить на эти цели, составляет 117,4 млн рублей, следует из конкурсной документации. «Горэлектротранс» выделил на эти цели 59,127 млн рублей, «Пассажиравтотранс» — 58,293 млн рублей. По итогам аукциона суммы реальных контрактов будут ниже, поскольку победителем будет считаться компания, предложившая меньшую стоимость работ.

Аукцион будет проведен в электронной форме 20 декабря. Заявки принимаются до 17 декабря, подведение итогов тендера намечено на 21 декабря.

Все работы будущий победитель конкурса должен будет выполнить до конца 2022 года: планируется демонтировать установленные в городском транспорте считыватели бесконтактных банковских карт (СББК) и установить модернизированные устройства с поддержкой отображения считывания QR-кода. Новое оборудование планируется установить на 1678 автобусах, 1481 троллейбусах и трамваях. Однако большую часть транспорта предстоит переоборудовать к 1 апреля 2022 года: 1500 автобусов и 1200 трамваев и троллейбусов выйдут на маршруты с новыми валидаторами.

Ранее, в ноябре, город в лице СПб ГКУ «Организатор перевозок» провел конкурс на выполнение работ по развитию государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Система электронного контроля оплаты проезда» в части создания автоматизированной системы «Управление билетами на базе штрих-кодов» в 2022 году. Победителем признано ООО «СберТройка», совместное IT-предприятие Сбербанка и правительства Москвы, которое и займется внедрением в Петербурге новой для горожан технологии.

В городском комитете по транспорту сочли необходимым пояснить, что цифровые коды разовых проездных билетов не имеют никакого отношения к QR-кодам о вакцинации или перенесенном COVID-19.

Новые валидаторы в городском наземном транспорте будут считывать информацию с разовых проездных билетов в виде цифровых кодов. QR-код будет содержать фискальную информацию, данные о месте, времени покупки билета и сроке его действия. «Сейчас в наземном транспорте установлены валидаторы различных моделей, и общее программное обеспечение объединит их функцией распознавания разовых проездных билетов»,— говорится в сообщении пресс-службы комтранса.

В следующем году разовый билет со штрих-кодом (а QR-код и представляет собой двухмерный тип штрих-кода) можно будет купить в кассах метрополитена, СПб ГКУ «Организатор перевозок» и некоторых сетях розничной торговли. Срок действия такого проездного документа — три дня с момента покупки. Билет будет поддерживать и пересадочный тариф.

В наземном городском транспорте для оплаты проезда достаточно будет приложить QR-код к считывающему устройству.

По данным СПб ГКУ «Организатор перевозок», 90% пассажиров городского общественного наземного транспорта, исключая маршрутные такси, для оплаты проезда применяют различные электронные средства, 10% пассажиров покупают разовый проездной билет. Из них 5% оплачивают такие билеты картой, еще 5% производят оплату наличными средствами.

При переходе на новую модель транспортного обслуживания населения кондукторы останутся лишь на самых напряженных городских направлениях, а также на маршрутах в центре Петербурга. Бумажный билет с QR-кодом будет действителен и на тех маршрутах, где кондукторы останутся.

По словам аналитика общественного движения «Транспорт и горожане» Владислава Булгакова, QR-коды больше нужны частным перевозчикам, которые со следующего года будут работать с городом по брутто-контрактам. Внедрение этой системы на транспорте компаний, получивших от города шестилетние контракты на перевозку пассажиров, по его мнению, позволило бы решить проблему «левых» доходов, отобрав у водителей функцию сбора выручки, которая с 2022 года должна будет направляться в бюджет города, считает аналитик. «От QR-кодов на транспорте есть еще одна польза: например, в автобусах на Невском проспекте до 30% в структуре выручки составляют наличные, и при этом мы не знаем, откуда едут люди и почему предпочитают наличные для оплаты. С точки зрения анализа данных внедрение этой технологии будет полезно»,— отметил господин Булгаков.

Вячеслав Калашников

Вся лента