Дуб — дерево. Смерть неизбежна

В России хотят увековечить память о погибшем в урагане главном дереве страны

Вчера днем ураган уничтожил в Орловской области одну из главных реликвий региона — 30-метровый дуб, который писатель Иван Тургенев посадил почти 200 лет назад. Совсем недавно дуб стал победителем конкурса «Российское дерево года», а еще в прошлом году эксперты свидетельствовали об «удовлетворительном» состоянии реликвии. Власти региона призвали общественные и профессиональные объединения предложить варианты сохранения памяти о дереве. В музее не исключают, что на месте Тургеневского дуба могут появиться его прямые потомки.

Уничтоженный ураганом дуб в Орловской области

Фото: Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»

30 ноября в 15:30 в Мценском районе Орловской области сильный ветер уничтожил раскидистый дуб, который Иван Тургенев посадил почти 200 лет назад. Дерево было главной природной реликвией мемориального и природного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново», основанного в родовом имении матери писателя. Шквал ветра, достигавшего скорости 30 метров в секунду, вырвал 30-метровый Тургеневский дуб из земли с корнем. Кроме него погибли более 30 берез, лип, ясеней, елей. Музейные здания не пострадали.

«Ураган шел по одной аллее. Все произошло в течение получаса, деревья падали одно за другим. Была такая стихия, никто из старожилов подобного не помнит»,— описал происходившее директор заповедника Сергей Ступин в разговоре с “Ъ”. Он назвал гибель дуба «невосполнимой утратой, которую пока сложно осознать», а само дерево — «живым символом любви к родине». Сейчас музей-заповедник закрыт для посетителей, на его территории работает штаб по ликвидации последствий стихии.

Гибель Тургеневского дуба прокомментировал губернатор Орловской области Андрей Клычков. «Драматическая весть о гибели легендарного орловского исполина, носителя истории и символа поклонения — известного Тургеневского дуба — мгновенно облетела не только Орловщину,— заявил он.— Она с ураганной скоростью, как ни прискорбны эти аналогии с сегодняшним природным катаклизмом, распространилась по всей нашей стране и даже по планете. Уже международные новостные ленты на разных языках мира пишут про утраченную вследствие ураганного шквального ветра реликвию великой русской литературы и символ памяти блестящего русского писателя».

Губернатор вспомнил, как всего неделю назад любовался деревом с министром культуры Ольгой Любимовой: «Оказывается, деревья, даже самые величественные и сильные, могут так же внезапно уходить… как и люди».

Глава региона отметил, что к столетию музея-заповедника необходимо увековечить память дерева: «Сохранился мощный ствол дерева… Придется искать способы, как нам обессмертить на века это символическое наследие и историческую реликвию». Господин Клычков призвал общественные организации, культурные сообщества и неравнодушных граждан выступить с идеями. Сам он уже пообщался на эту тему со специалистами федерального уровня: «Подключилась наука, историки, литературоведы, дендрологи, ландшафтники». В правительстве Орловской области “Ъ” сказали, что обсуждение займет некоторое время из-за большого пула экспертов и важности темы.

Тургеневский дуб внесен в реестр старовозрастных деревьев, в нынешнем году его признали главным деревом страны по итогам электронного конкурса «Российское дерево года».

Через несколько месяцев дуб должен был участвовать в конкурсе «Европейское дерево года». Сергей Ступин пояснил “Ъ”, что музей уведомил комиссию о гибели дерева: «Европейская комиссия предлагает все равно участвовать — в память о дубе».

По словам директора, увековечивание Тургеневского дуба будут обсуждать с общественностью и с учредителем музея — Министерством культуры. Он отметил, что останки дерева законсервируют, пока не выберут конкретный вариант увековечивания памяти о нем: «Может быть, мы на этом месте посадим прямого потомка дуба». В музее-заповеднике сформирован фонд саженцев—потомков дуба: некоторые деревья уже достигли высоты 3 м.

На территории музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» есть и более старые деревья, чем упавший дуб. Например, у Большого Спасского пруда стоит 300-летний дуб-исполин, который выстоял в стихии. Погибшее дерево обследовали в прошлом году специалисты программы «Здоровый лес». «Специалисты делали замеры, оценивали ствол, древесину. У них не возникло вопросов к состоянию дерева. Мы будем снова приглашать их и независимых экспертов для установления причин падения»,— сказала “Ъ” замдиректора музея по развитию Ирина Никишонкова. Она добавила, что специалисты проанализируют, что можно сделать из упавшего дерева с учетом повреждения его ствола. Дуб, как выяснил “Ъ”, не был застрахован.

Сергей Толмачев, Воронеж

Вся лента