Автоблогеров отключают от сети

Власти впервые применили блокировку аккаунтов за демонстрацию нарушений ПДД

Роскомнадзор по решению Таганского районного суда заблокирует аккаунты блогеров, публиковавших видео с нарушениями ПДД, которые прокуратура посчитала «призывами к нарушению законодательства». Власти впервые применили подобный инструмент в качестве наказания для лихачей. Одновременно Госдума разрабатывает законопроект по ужесточению наказания за агрессивную езду: рассматривается введение уголовной ответственности и конфискации автомобилей нарушителей.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Информация, размешенная в Instagram блогеров Кирилла и Богдана (@feromon666), Гоши Ерохина (@gosha2048) и Алана Енилеева (@alan_enileev), признана запрещенной к распространению в РФ. Об этом сообщили в пресс-службе Таганского районного суда Москвы. После вступления решения в законную силу (еще может быть обжаловано) Роскомнадзор включит адреса в единый реестр запрещенной информации, материалы из него будут блокироваться операторами связи.

УГИБДД по Москве еще в июле 2021 года обнаружило, что в указанных аккаунтах публично «демонстрируются» нарушения ПДД, «пренебрежение нормами безопасности и действия, создающие угрозу жизни и здоровью граждан», рассказали в МВД.

Блогеры «пропагандировали, поощряли и доводили до широкого круга лиц информацию о преимуществах» управления автомобилем без номеров для уклонения от штрафов, а также призывали к «нарушению законодательства», добавили в столичной прокуратуре.

Там подчеркнули, что «аккаунты имеют большое количество подписчиков (более 3 млн в сумме.— “Ъ”), доступ к ресурсам свободный, ознакомиться с содержанием страниц может любой пользователь». Сочтя, что подобные призывы несут угрозу безопасности, прокуратура обратилась с иском в суде о признании информации в аккаунтах запрещенной. В пятницу стало известно, что иск удовлетворен.

«Мы никогда в жизни не призывали нарушать ПДД и уж тем более бороться с камерами,— сообщил в одном из последних постов feromon666.— На каждом углу мы твердим о том, что нужно пристегиваться и не превышать скоростной режим». Алан Енилеев утверждает, что не управлял машинами без госномеров: «У нас добрый и культурный блог без мата, где мы знакомим аудиторию с интересными автомобилями и людьми».

Решение суда, отметим, принято на фоне развернувшейся в последнее дни масштабной борьбы властей с водителями-лихачами, которые, нарушая скоростной режим и другие правила, снимают поездки на телефон и выкладывают ролики в соцсети. 1 апреля 2021 года, напомним, на Смоленской площади блогер Эдвард Билл совершил резонансное ДТП с выездом на встречную полосу на Смоленской площади, в результате пострадала женщина. Позже выяснилось, что блогер водил машину, снятую с учета, что позволяло ему уходить от ответственности: камеры фиксировали нарушения, но ГИБДД не могла вынести штраф нарушителю. 20 ноября блогер Саид Губденский (ранее неоднократно нарушал ПДД и лишался прав) не справился с управлением BMW, выехал на встречку на Кутузовском проспекте и погиб в ДТП вместе с пассажиром.

После ДТП на Кутузовском проспекте спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал бороться с «хулиганством на дорогах» законодательными мерами: «Ситуации, когда устраивают гонки, лихачат, чтобы прославиться в социальных сетях и увеличить количество подписчиков, недопустимы». Господин Володин предложил ввести уголовную ответственность за неоднократные нарушения и конфискацию автомобилей нарушителей. Разработкой законопроекта занялась группа депутатов во главе с руководителем думской фракции единороссов Владимиром Васильевым. Еще в 2016 году, напомним, в ПДД был внесен термин «опасное вождение», штраф в 5 тыс. руб. планировалось закрепить в КоАП, поправки прошли первое чтение в 2017 году.

До сих пор инструмент блокировки аккаунтов не использовался в отношении автоблогеров, нарушавших ПДД. «Ранее было много дел о признании информации запрещенной, когда речь шла, к примеру, о комментариях на сайтах или публикации объявлений по продаже запрещенных товаров: электроудочек, перьев редких птиц из Красной книги и т. д.»,— пояснила “Ъ” эксперт в области медиаправа Галина Арапова (внесена Минюстом в реестр СМИ-иноагентов). ГИБДД, по данным “Ъ”, с помощью этого же механизма блокировала сайты по продаже водительских прав. «Но чаще это были блокировки сайтов или конкретных публикаций, а не аккаунтов»,— отмечает госпожа Арапова. С блокировкой сообщений или аккаунтов в соцсетях ситуация сложнее, говорит она, поскольку Роскомнадзор не может сделать это силами операторов связи или провайдеров, а вынужден вести переговоры с администрацией «ВКонтакте», YouTube, Facebook или принадлежащей ему Instagram.

«То, что делают нарушители или присутствующие рядом люди,— сознательная популяризация нарушений и преступлений,— заявил “Ъ” первый зампред фракции "Единая Россия" в Госдуме Дмитрий Вяткин.— Это разлагающие общество вещи, мы вправе себя от этого защищать. Инструменты для этого уже созданы». Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отнесся к новому инструменту скептически:

«Сначала все-таки надо пытаться разговаривать с людьми, убеждать их, что подобные вещи делать нельзя, а потом переходить уже к блокировкам».

Отметим, что за последние несколько лет ГИБДД в ходе мониторинга соцсетей неоднократно выявляла снятые на видео и выложенные в соцсети грубые нарушения ПДД, находила и штрафовала водителей, призывая не допускать подобных действий. «Работа Госавтоинспекции по выявлению неприемлемого контента будет продолжена»,— сообщила в пятницу официальный представитель МВД Ирина Волк.

Иван Буранов, Мария Старикова

Вся лента