Обновлено 9:57

«Если есть доверие к страховому продукту, появляется и привычка к страхованию»

Страховая компания об основных направлениях развития бизнеса

О том, какие изменения ждут страховой рынок в ближайшем будущем, развитии новых каналов продаж и об ориентирах по убыточности в беседе с “Ъ” рассказал генеральный директор компании «СберСтрахование жизни» Игорь Кобзарь.

Генеральный директор компании «СберСтрахование жизни» Игорь Кобзарь

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

— Сложности, связанные с пандемией коронавируса, не обошли стороной рынок страхования жизни. Суммарные сборы «СберСтрахования жизни» по итогам 2020 года упали примерно на треть. В то же время в конце 2020 года вы первыми на рынке вывели страхование жизни в онлайн. Как вы оцениваете результаты спустя год?

— В этом году результаты очень хорошие. Объем собранных премий по итогам первых трех кварталов 2021 года составил 112,4 млрд руб.— это уже больше, чем мы собрали за весь прошлый год. У нас три драйвера развития: накопительное страхование жизни (НСЖ), инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) и кредитное страхование. Самые сильные результаты в этом году показало ИСЖ: мы обновили продуктовую линейку, первыми начали выполнять рекомендации ЦБ в части проверки финансовой грамотности клиентов, повысили доходность. Это говорит о тренде на «оздоровление» ИСЖ, и в результате доверие к этому продукту растет.

Важные изменения произошли и в сегменте НСЖ. Теперь мы предлагаем продукт-конструктор, который состоит из двух версий: базовой и расширенной. Базовая версия предполагает фокус на доходности, которая становится сопоставимой с депозитной, при этом предоставляется минимальный страховой пакет. В расширенной версии клиент может подключать риски, которые ему важны, то есть будет лучше защищен, при этом доходность в этой версии будет ниже.

Третье существенное преобразование произошло в кредитном страховании жизни. Клиенты, которые оформляют потребительский кредит в «СберБанк Онлайн», самостоятельно собирают программу в любой комбинации. Они могут застраховать жизнь и здоровье, учесть риски потери работы и снижения оклада, причем стоимость каждого страхового риска отображается еще до заключения договора. Это позволило нам увеличить проникновение в онлайн-выдачу кредитов Сбера. В следующем году мы предложим такую конструкцию и при оформлении кредитов в офисах банка.

— Какова ваша доля на рынке страхования жизни, каков план по ее расширению? Или доля рынка для вас не цель?

— За шесть месяцев 2021 года наша доля рынка страхования жизни составила 27%, компания растет опережающими темпами, быстрее всех среди топ-5 игроков. Если посмотреть на весь рынок страхования в РФ, то за шесть месяцев этого года мы поднялись с пятого на третье место по сборам. Рассчитываем, что будем расти и дальше. Мы хотим быть лидером и драйвером рынка, занимать его существенную часть. Добиться этого можно дальнейшим повышением качества продуктов и сервисов. Хочу отметить, что мы одними из первых на рынке, кто вслед за снижением ставок в прошлом году и начале этого года снизил комиссионное вознаграждение, которое платится банку за продажу продукта.

— А сейчас — повысите?

— Нет, не планируем. Комиссия останется прежней, а всю экономию мы отдадим клиенту. Текущее решение, а также решения прошлых годов — это трансформационные преобразования, которые отражают нашу философию: мы хотим целенаправленно повысить привлекательность инвестиционно-накопительных продуктов, хотим, чтобы клиент получал доходность выше депозита. Поэтому мы отдали всю экономию от снижения комиссии в клиентскую ценность. Это вообще радикальный и непростой шаг — многие компании через него еще не прошли.

— Может быть, и не все готовы?

— Это настоящий стресс-тест и для бизнеса, и для менеджмента. Ты должен осознанно снижать целевые показатели по сборам, сокращать прибыль. Но зато ты инвестируешь в клиента, долгосрочно твой продукт становится лучше и доля рынка растет. Это сейчас и происходит на нашем примере: наша доля рынка ИСЖ за шесть месяцев выросла с 6,4% до 14,6%. По НСЖ доля «СберСтрахование жизни» составляет порядка 40%, и наша цель — примерно на этом же уровне ее поддерживать.

— Вы говорите про повышение доходности. Какова она в продуктах ИСЖ?

— По завершившимся в третьем квартале полисам средневзвешенная доходность составила 6,2% годовых. По некоторым стратегиям она достигает 16%. Прогнозируем, что по итогам 2021 года средняя доходность по ИСЖ составит 7,8% годовых. Это существенно выше средней доходности по аналогичным продуктам на рынке, находящейся на уровне около 4,6% годовых, а также выше ставок по депозитам Сбербанка, которые были на момент покупки нашего продукта.

Топ-25 по совокупному объему премий по страхованию жизни (с учетом входящего перестрахования). Основные показатели по состоянию на 1 июля 2021 года

Позиция Наименование компании Город Сумма полученных страховых премий (первое полугодие 2021 г.; млн руб.) Доля рынка Сумма страховых выплат (первое полугодие 2021 г.; млн руб.) Уровень выплат
1 ООО «СК Сбербанк страхование жизни» Москва 63385,95 26,943% 35751,22 56,4%
2 ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» Москва 45536,79 19,356% 29522,91 64,8%
3 ООО «СК Согаз-Жизнь» Москва 36969,38 15,714% 15657,85 42,4%
4 ООО «СК Ренессанс Жизнь» Москва 25714,66 10,930% 6549,47 25,5%
5 ООО «СК Росгосстрах Жизнь» Москва 11413,51 4,851% 639,45 5,6%
6 ООО «Капитал Лайф Страхование жизни» Москва 8452,73 3,593% 15326,22 181,3%
7 ООО «РСХБ-Страхование жизни» Москва 4749,82 2,019% 256,62 5,4%
8 ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» Москва 4143,48 1,761% 2928,79 70,7%
9 ООО «СК Ингосстрах-Жизнь» Москва 3876,19 1,648% 4507,99 116,3%
10 АО «Уралсиб Жизнь» Москва 3769,43 1,602% 2362,78 62,7%
11 АО «Русский стандарт Страхование» Москва 3603,15 1,532% 1665,18 46,2%
12 ООО «СК Альянс Жизнь» Москва 3328,58 1,415% 878,52 26,4%
13 ООО «Страховая компания СиВ Лайф» Москва 3235,35 1,375% 4131,44 127,7%
14 ООО СК «БКС Страхование жизни» Москва 3053,69 1,298% 276,18 9,0%
15 ООО «СК Райффайзен Лайф» Москва 2712,99 1,153% 2164,06 79,8%
16 ООО «СК Согласие-Вита» Москва 2502,85 1,064% 507,61 20,3%
17 ООО «ППФ Страхование жизни» Москва 2197,60 0,934% 648,92 29,5%
18 АО «СК Совкомбанк Жизнь» Москва 1899,09 0,807% 1488,80 78,4%
19 ООО «ВСК-Линия жизни» Москва 1597,20 0,679% 7011,55 439,0%
20 ООО «МАКС-Жизнь» Москва 1560,81 0,663% 1908,14 122,3%
21 АО «СК Югория-Жизнь» Москва 747,24 0,318% 337,13 45,1%
22 ООО «СК Чулпан-Жизнь» Альметьевск 260,15 0,111% 315,09 121,1%
23 АО «СК Колымская» Хабаровск 245,06 0,104% 337,36 137,7%
24 ООО «СК Дело жизни» Москва 145,96 0,062% 172,30 118,0%
25 ООО «Вита-страхование» Сургут 101,39 0,043% 68,88 67,9%

Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”.

— Недавно у вас в компании появилась должность директора по партнерским продажам. Какие у вас планы по развитию этого направления?

— Раньше мы продавали наши продукты только в Сбере. А сейчас подумали: раз у нас такие хорошие результаты и есть большой отклик от клиента, почему бы не предлагать продукты на внешнем рынке? Начать хотим с сегмента High-Net-Worth Individuals (состоятельные клиенты): степень доверия среди таких клиентов к бренду Сбера очень высока. Они также не привыкли платить большие комиссии. У нас есть что им предложить: инвестиционные продукты страхования жизни предлагают юридические и налоговые преференции, которые особенно важны для клиентов этого сегмента.

— По каким продуктам вы намерены сделать рывок в ближайшей перспективе?

— Мы продолжим развиваться по всем направлениям бизнеса. При этом важно понимать, что в следующем году отрасль ждут тектонические изменения. В первом полугодии вступят в силу новые требования Банка России по продаже инвестиционного и накопительного страхования жизни, которые существенно ужесточат продажу продуктов клиентам с чеком ниже 1,5 млн руб.— это станет вызовом для всей индустрии.

Клиентам с порогом входа более 1,5 млн руб. мы сможем предлагать более широкую линейку продуктов, в том числе продукты без стопроцентной защиты капитала и, соответственно, с потенциально более высокой доходностью.

Топ-100 по совокупному объему премий по видам добровольного страхования (с учетом входящего перестрахования). Основные показатели по состоянию на 1 июля 2021 года

Позиция Наименование компании Город Сумма полученных страховых премий (первое полугодие 2021 г.; млн руб.) Доля рынка Сумма страховых выплат (первое полугодие 2021 г.; млн руб.) Уровень выплат
1 АО «Согаз» Москва 191299,81 23,959% 41307,85 21,6%
2 ООО «СК Сбербанк страхование жизни» Москва 63999,32 8,016% 35901,30 56,1%
3 СПАО «Ингосстрах» Москва 51264,80 6,421% 21312,21 41,6%
4 АО «АльфаСтрахование» Москва 50337,77 6,305% 19341,25 38,4%
5 ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» Москва 45980,29 5,759% 29606,05 64,4%
6 САО «РЕСО-Гарантия» Москва 39329,02 4,926% 18864,51 48,0%
7 ООО «СК Согаз-Жизнь» Москва 37043,58 4,640% 15670,58 42,3%
8 САО ВСК Москва 35314,96 4,423% 11828,97 33,5%
9 ПАО «СК Росгосстрах» Люберцы 34534,02 4,325% 10143,23 29,4%
10 ООО «СК Ренессанс Жизнь» Москва 26262,63 3,289% 6616,03 25,2%
11 АО «Группа Ренессанс Страхование» Москва 16672,67 2,088% 7948,21 47,7%
12 ООО «СК Согласие» Москва 14814,51 1,855% 6108,09 41,2%
13 ООО «СК Росгосстрах Жизнь» Москва 11824,74 1,481% 882,40 7,5%
14 ООО «СК Сбербанк страхование» Москва 11507,80 1,441% 1186,66 10,3%
15 ООО «Капитал Лайф Страхование жизни» Москва 10206,90 1,278% 15593,37 152,8%
16 АО «Тинькофф Страхование» Москва 9823,23 1,230% 1046,45 10,7%
17 ООО «СК Альянс Жизнь» Москва 9285,37 1,163% 4467,45 48,1%
18 АО РНПК Москва 7620,23 0,954% 2285,26 30,0%
19 ПАО «САК Энергогарант» Москва 6371,97 0,798% 2491,62 39,1%
20 АО «ГСК Югория» Ханты-Мансийск 5803,46 0,727% 2922,78 50,4%
21 ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» Москва 5205,63 0,652% 2972,30 57,1%
22 «Совкомбанк страхование» (АО) Санкт-Петербург 5093,21 0,638% 850,10 16,7%
23 АО «СК РСХБ-Страхование» Москва 5082,77 0,637% 3152,24 62,0%
24 ООО «РСХБ-Страхование жизни» Москва 5020,06 0,629% 257,06 5,1%
25 ООО «СК Ингосстрах-Жизнь» Москва 4766,97 0,597% 4755,99 99,8%
26 АО «Русский cтандарт Страхование» Москва 4710,57 0,590% 1704,12 36,2%
27 АО МАКС Москва 4672,03 0,585% 1379,60 29,5%
28 АО «Уралсиб Жизнь» Москва 3769,78 0,472% 2365,09 62,7%
29 ООО «СК Кардиф» Москва 3579,67 0,448% 374,93 10,5%
30 ООО «Абсолют Страхование» Москва 3559,95 0,446% 1262,32 35,5%
31 ООО «Страховая компания СиВ Лайф» Москва 3357,42 0,421% 4146,18 123,5%
32 ООО «СК Чабб» Москва 3271,49 0,410% 148,45 4,5%
33 ООО «СК БКС Страхование жизни» Москва 3059,69 0,383% 276,18 9,0%
34 ООО «СК Райффайзен Лайф» Москва 2883,19 0,361% 2177,80 75,5%
35 ООО «СК ВТБ Страхование» Москва 2845,31 0,356% 2191,09 77,0%
36 АО «СК Совкомбанк Жизнь» Москва 2780,12 0,348% 1866,12 67,1%
37 ООО «Зетта Страхование» Москва 2695,65 0,338% 1065,43 39,5%
38 ООО «СК Согласие-Вита» Москва 2510,18 0,314% 507,64 20,2%
39 АО АИГ Москва 2475,31 0,310% 193,22 7,8%
40 ООО «ППФ Страхование жизни» Москва 2237,81 0,280% 665,84 29,8%
41 АО «СК Альянс» Москва 2063,51 0,258% 1436,18 69,6%
42 ООО СК НСГ Москва 1959,17 0,245% 352,35 18,0%
43 АО «СК Пари» Москва 1955,99 0,245% 494,99 25,3%
44 ООО «СК Уралсиб Страхование» Москва 1904,23 0,238% 71,57 3,8%
45 ООО СКОР П.О. Москва 1904,20 0,238% 719,80 37,8%
46 ООО «ВСК-Линия жизни» Москва 1610,62 0,202% 7022,21 436,0%
47 ООО «МАКС-Жизнь» Москва 1560,81 0,195% 1908,14 122,3%
48 ООО «Атрадиус Рус Кредитное страхование» Москва 1510,14 0,189% 439,45 29,1%
49 ООО «Хоум Кредит Страхование» Москва 1398,22 0,175% 71,16 5,1%
50 АО «Русское перестраховочное общество» Москва 1336,33 0,167% 247,24 18,5%
51 АО «Страховая бизнес группа» Воронеж 1149,24 0,144% 75,11 6,5%
52 АО «СК Цюрих» Москва 1056,11 0,132% 59,07 5,6%
53 АО «СК Гайде» Санкт-Петербург 1010,05 0,127% 473,98 46,9%
54 ООО «РСО Евроинс» Смоленск 996,99 0,125% 285,47 28,6%
55 ООО СК ТИТ Москва 987,82 0,124% 178,66 18,1%
56 ООО «СК ЭчДиАй Глобал» Москва 957,79 0,120% 162,57 17,0%
57 АО «СК Югория-Жизнь» Москва 909,93 0,114% 338,10 37,2%
58 ООО «Страховая компания Арсеналъ» Москва 895,23 0,112% 292,38 32,7%
59 ООО «Страховая компания Гелиос» Москва 873,28 0,109% 78,46 9,0%
60 ООО «Кредендо — Ингосстрах Кредитное cтрахование» Москва 854,53 0,107% 35,97 4,2%
61 ООО «СК Капитал-полис» Санкт-Петербург 821,40 0,103% 426,42 51,9%
62 ООО «ДжиАйСи Перестрахование» Москва 804,78 0,101% 9,13 1,1%
63 АО «СК Астро-Волга» Самара 788,03 0,099% 186,23 23,6%
64 АО ОСК Самара 678,30 0,085% 437,91 64,6%
65 ООО «СК Инсайт» Красногорск 654,15 0,082% 72,15 11,0%
66 АО «Д2 Страхование» Новосибирск 639,77 0,080% 6,17 1,0%
67 ООО «СК Мегарусс-Д» Москва 602,06 0,075% 90,33 15,0%
68 ПАО «АСКО-Страхование» Челябинск 599,99 0,075% 241,85 40,3%
69 ООО «СК Ойлер Гермес Ру» Москва 578,80 0,072% 53,27 9,2%
70 АО «ЕРВ Туристическое страхование» Москва 574,66 0,072% 158,78 27,6%
71 ООО «Ак Барс Страхование» Казань 563,68 0,071% 65,97 11,7%
72 САО «Медэкспресс» Санкт-Петербург 558,03 0,070% 344,37 61,7%
73 АО «Страховая группа Авангард-Гарант» Москва 553,33 0,069% 252,70 45,7%
74 ООО «Кофас Рус Страховая компания» Москва 550,10 0,069% 128,12 23,3%
75 ООО «Вита-страхование» Сургут 532,84 0,067% 333,82 62,6%
76 ООО «СМП-Страхование» Москва 476,57 0,060% 278,89 58,5%
77 АО «СК Чулпан» Альметьевск 471,87 0,059% 432,99 91,8%
78 АО «Юнити страхование» Москва 445,46 0,056% 717,65 161,1%
79 ООО «СК Интери» Москва 434,15 0,054% 270,06 62,2%
80 АО «СГ Спасские ворота» Москва 433,71 0,054% 121,87 28,1%
81 САО «Лексгарант» Москва 417,54 0,052% 120,68 28,9%
82 ООО КПСК Симферополь 380,36 0,048% 22,83 6,0%
83 ООО «Сосьете Женераль Страхование» Москва 373,12 0,047% 8,56 2,3%
84 ООО БСД Москва 317,46 0,040% 71,49 22,5%
85 ООО МСГ Москва 316,86 0,040% 10,14 3,2%
86 АО «СК Колымская» Хабаровск 268,48 0,034% 342,27 127,5%
87 ООО «СК Ак Барс-Мед» Казань 262,25 0,033% 108,57 41,4%
88 ООО «СК Чулпан-Жизнь» Альметьевск 260,90 0,033% 315,67 121,0%
89 ООО «Страховое общество Помощь» Санкт-Петербург 255,28 0,032% 56,23 22,0%
90 ООО «СК Гранта» Казань 244,47 0,031% 103,51 42,3%
91 АО «Страховая группа Уралсиб» Москва 243,47 0,030% 9,29 3,8%
92 ООО «СМО Спасение» Казань 238,06 0,030% 129,65 54,5%
93 ООО «Страховая компания Кредит Европа Лайф» Москва 236,79 0,030% 53,40 22,6%
94 АО СК БАСК Белово 233,37 0,029% 129,08 55,3%
95 АО «СК Двадцать первый век» Санкт-Петербург 181,89 0,023% 43,63 24,0%
96 ООО «СК Екатеринбург» Екатеринбург 176,83 0,022% 94,81 53,6%
97 ООО «СК Дело жизни» Москва 165,07 0,021% 175,14 106,1%
98 ООО «Страховая компания СДС» Кемерово 152,55 0,019% 78,86 51,7%
99 ООО «СК Паритет-СК» Москва 149,53 0,019% 69,97 46,8%
100 ООО «АМТ Страхование» Москва 146,03 0,018% 46,02 31,5%

Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”.

Параллельно в Госдуме уже прошел первое чтение законопроект о введении квалификационного тестирования в страховании жизни. Этот закон выровняет регулирование схожих инвестиционных продуктов страховщиков, брокеров и управляющих компаний. Мы полагаем, что принятие этого законопроекта позволит устранить регуляторный арбитраж между этими игроками рынка по клиентам до 1,5 млн руб. Вместе с тем будет лаг по времени между вступлением в силу новых требований ЦБ и этого законопроекта, что, вероятно, скажется на продажах.

В целом ЦБ активно направляет индустрию в сторону упрощения продуктов, компании готовятся к переходу на продукты unit-linked. Мы поддерживаем эти инициативы: чем проще и ликвиднее продукт — тем лучше клиенту.

— Что нужно сделать, чтобы у людей появилась привычка и осознанная потребность страховаться?

— Нужно встать на сторону клиента. Что ему важно? Первое: чтобы страховая компания платила в случае наступления трудной жизненной ситуации, страхового случая. И важно не просто платить, а делать это быстро и удобно, а в некоторых случаях — моментально. Второе: если это инвестиционный продукт — чтобы была доходность. Причем если клиент — новичок, то ему очень важно получить первый положительный опыт.

От этих двух вещей зависит, появляется у клиента доверие к страховому продукту или нет, это основа всего. Если оно появляется — появляется и привычка к страхованию.

— Пандемия, на ваш взгляд, изменила сознание людей?

— Безусловно. Люди стали чаще задумываться о важности страхования. Но еще раз: мы должны платить. Вы удивитесь, но у нас есть внутренний ориентир по убыточности: мы стремимся ее повышать.

— Звучит как оксюморон…

— Есть KPI по прибыли, и есть наш внутренний ориентир по убыточности. Если продукт низкоубыточный, то есть его убыточность отличается от бенчмарка по индустрии, то это, как правило, означает, что что-то с ним не так, клиент не вполне получает ценность. Мы стараемся следить за такими продуктами. В этом вопросе мы ориентируемся на западные стандарты: там выплаты по индустрии выше, чем у нас.

— Как выглядит сегодня ваш клиент?

— Наши клиенты разные, как и наши продукты. Мы работаем с клиентами всех возрастов, финансовых возможностей и интересов. Если мы берем ИСЖ, то это человек старше 40 лет, имеющий определенную финансовую подушку и желающий приумножить свое благосостояние без риска для своих активов. В НСЖ два основных сегмента: клиенты 20–35 лет, которые только начинают копить (например, на покупку жилья или образование своих детей), и люди старше 50 лет, которые передают капитал в управление страховой компании, чтобы назначенные выгодоприобретатели могли без долгого ожидания получить наследство вместе с начисленным инвестиционным доходом.

— А в гендерном плане кто чаще страхуется — мужчины или женщины?

— В части ИСЖ — мужчины, НСЖ — женщины. По кредитному страхованию наблюдается гендерный паритет. Но в целом более ответственно и осознанно к вопросу страхования подходят женщины, основной фокус для которых — образование и защита детей.

— Чем российский рынок страхования жизни отличается от американского?

— Во-первых, стадией развития. Американскому рынку более 100 лет, и многие местные страховые компании непрерывно ведут свою деятельность на протяжении этого времени. Наш же рынок пока еще развивается, при этом темпы его роста гораздо выше. Во-вторых, на развитие американского рынка сильно повлияло отсутствие государственной медицины: в Штатах без страховки можно разориться, если у тебя проблемы со здоровьем. Поэтому осознанность там явно выше. И в-третьих, страховой рынок в США сильнее банковского, и многие страховые компании даже владеют крупнейшими американскими банками. Страховые продукты там также очень сильно пересекаются с пенсионными и продуктами управления активами, эта грань размыта.

Топ-100 по совокупному объему премий по личному страхованию (с учетом входящего перестрахования). Основные показатели по состоянию на 1 июля 2021 года

Позиция Наименование компании Город Сумма полученных страховых премий (первое полугодие 2021 г.; млн руб.) Доля рынка Сумма страховых выплат (первое полугодие 2021 г.; млн руб.) Уровень выплат
1 АО «Согаз» Москва 127613,47 48,940% 29160,95 22,9%
2 ПАО «СК Росгосстрах» Люберцы 18420,94 7,064% 4434,49 24,1%
3 САО «РЕСО-Гарантия» Москва 17917,23 6,871% 9511,10 53,1%
4 АО «АльфаСтрахование» Москва 14351,03 5,504% 7738,27 53,9%
5 САО ВСК Москва 11772,02 4,515% 4050,67 34,4%
6 СПАО «Ингосстрах» Москва 8133,44 3,119% 3752,95 46,1%
7 АО «Тинькофф Страхование» Москва 6983,91 2,678% 133,41 1,9%
8 ООО «СК Альянс Жизнь» Москва 5956,78 2,284% 3588,94 60,2%
9 АО «Группа Ренессанс Страхование» Москва 5190,87 1,991% 2695,84 51,9%
10 ООО «СК Согласие» Москва 3389,77 1,300% 1465,32 43,2%
11 ООО «СК Кардиф» Москва 2981,47 1,143% 345,61 11,6%
12 АО «СК РСХБ-Страхование» Москва 2358,44 0,904% 832,14 35,3%
13 ООО «СК ВТБ Страхование» Москва 2210,82 0,848% 1744,60 78,9%
14 ПАО «САК Энергогарант» Москва 2172,86 0,833% 944,75 43,5%
15 АО МАКС Москва 2149,75 0,824% 623,03 29,0%
16 ООО «Капитал Лайф Страхование жизни» Москва 1754,17 0,673% 267,16 15,2%
17 АО «ГСК Югория» Ханты-Мансийск 1711,66 0,656% 279,31 16,3%
18 ООО «СК Уралсиб Страхование» Москва 1687,20 0,647% 66,66 4,0%
19 «Совкомбанк страхование» (АО) Санкт-Петербург 1606,10 0,616% 241,36 15,0%
20 ООО «Абсолют Страхование» Москва 1469,65 0,564% 621,60 42,3%
21 ООО «Хоум Кредит Страхование» Москва 1267,42 0,486% 53,24 4,2%
22 ООО «СК Сбербанк страхование» Москва 1219,94 0,468% 344,73 28,3%
23 АО «Русский стандарт Страхование» Москва 1107,42 0,425% 38,94 3,5%
24 ООО «Сосьете Женераль Страхование жизни» Москва 1062,14 0,407% 43,51 4,1%
25 ООО «СК Ингосстрах-Жизнь» Москва 890,78 0,342% 247,99 27,8%
26 АО «СК Совкомбанк Жизнь» Москва 881,02 0,338% 377,32 42,8%
27 ООО «СК Капитал-полис» Санкт-Петербург 684,69 0,263% 363,47 53,1%
28 ООО «СК Сбербанк страхование жизни» Москва 613,37 0,235% 150,08 24,5%
29 ООО «СК Ренессанс Жизнь» Москва 547,97 0,210% 66,56 12,1%
30 САО «Медэкспресс» Санкт-Петербург 545,09 0,209% 336,55 61,7%
31 ООО СК НСГ Москва 514,13 0,197% 256,96 50,0%
32 ООО «РСО Евроинс» Смоленск 509,34 0,195% 230,82 45,3%
33 АО «СК Астро-Волга» Самара 492,13 0,189% 44,33 9,0%
34 АО «СК Пари» Москва 463,17 0,178% 128,50 27,7%
35 ООО «Страховая компания Гелиос» Москва 459,93 0,176% 28,36 6,2%
36 ООО «Зетта Страхование» Москва 452,86 0,174% 173,16 38,2%
37 ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» Москва 443,50 0,170% 83,14 18,7%
38 ООО «Вита-страхование» Сургут 431,45 0,165% 264,95 61,4%
39 ООО «СК Росгосстрах Жизнь» Москва 411,24 0,158% 242,94 59,1%
40 АО «Д2 Страхование» Новосибирск 369,62 0,142% 5,47 1,5%
41 АО «СК Чулпан» Альметьевск 369,49 0,142% 228,15 61,7%
42 АО РНПК Москва 356,15 0,137% 219,45 61,6%
43 ООО «СМП-Страхование» Москва 352,28 0,135% 245,67 69,7%
44 ООО «СК Мегарусс-Д» Москва 344,95 0,132% 47,16 13,7%
45 ООО СК ТИТ Москва 322,63 0,124% 55,35 17,2%
46 ООО «РСХБ-Страхование жизни» Москва 270,24 0,104% 0,44 0,2%
47 АО «СК Гайде» Санкт-Петербург 270,06 0,104% 113,94 42,2%
48 ООО «СК Ак Барс-Мед» Казань 262,25 0,101% 108,57 41,4%
49 ООО «Ак Барс Страхование» Казань 241,88 0,093% 23,96 9,9%
50 АО «Страховая группа Уралсиб» Москва 241,26 0,093% 7,60 3,2%
51 ООО «СМО Спасение» Казань 238,06 0,091% 129,65 54,5%
52 ООО «Страховая компания Кредит Европа Лайф» Москва 236,79 0,091% 51,38 21,7%
53 АО «СК Альянс» Москва 219,39 0,084% 161,13 73,4%
54 АО «ЕРВ Туристическое страхование» Москва 207,37 0,080% 85,89 41,4%
55 АО СК БАСК Белово 202,41 0,078% 126,67 62,6%
56 ООО «СК Инсайт» Красногорск 189,06 0,073% 10,13 5,4%
57 АО «СГ Спасские ворота» Москва 187,36 0,072% 109,95 58,7%
58 ООО «СК Райффайзен Лайф» Москва 170,20 0,065% 13,74 8,1%
59 ООО «Страховая компания Арсеналъ» Москва 165,04 0,063% 50,37 30,5%
60 АО «СК Югория-Жизнь» Москва 162,69 0,062% 0,96 0,6%
61 ООО «Страховая компания СДС» Кемерово 145,70 0,056% 77,96 53,5%
62 ПАО «АСКО-Страхование» Челябинск 144,57 0,055% 25,13 17,4%
63 ООО «СМК «Астра-Металл» Магнитогорск 143,54 0,055% 92,07 64,1%
64 АО ОСК Самара 140,87 0,054% 50,80 36,1%
65 ООО «СПК Юнити Ре» Москва 140,31 0,054% 110,40 78,7%
66 АО «Страховая бизнес группа» Воронеж 124,84 0,048% 59,28 47,5%
67 ООО «Страховая компания СиВ Лайф» Москва 122,08 0,047% 14,74 12,1%
68 ООО КПСК Симферополь 118,50 0,045% 19,07 16,1%
69 ООО «Страховое общество Помощь» Санкт-Петербург 111,97 0,043% 45,24 40,4%
70 ООО «СК Паритет-СК» Москва 92,31 0,035% 61,94 67,1%
71 ООО БСД Москва 81,52 0,031% 64,21 78,8%
72 ООО «СК Согаз-Жизнь» Москва 74,20 0,028% 12,73 17,1%
73 АО «Боровицкое страховое общество» Москва 72,70 0,028% 4,20 5,8%
74 АО ЧСК Москва 69,29 0,027% 154,86 223,5%
75 ООО «СК Гранта» Казань 69,05 0,026% 7,55 10,9%
76 ООО «СФ Адонис» Пермь 64,98 0,025% 24,03 37,0%
77 АО «Страховая компания «Солидарность» Иваново 63,26 0,024% 12,93 20,4%
78 ООО СК АСКОР Москва 58,15 0,022% 5,59 9,6%
79 ООО «СК Чабб» Москва 58,06 0,022% 2,36 4,1%
80 САО «Лексгарант» Москва 54,45 0,021% 1,02 1,9%
81 ООО «СК Ингосстрах-М» Москва 52,68 0,020% 12,70 24,1%
82 ООО МСГ Москва 46,65 0,018% 10,14 21,7%
83 ООО «СО Верна» Краснодар 44,72 0,017% 39,73 88,8%
84 ООО «ППФ Страхование жизни» Москва 40,22 0,015% 16,92 42,1%
85 ООО «Сосьете Женераль Страхование» Москва 32,95 0,013% 0,47 1,4%
86 ООО «ВСК-Милосердие» Москва 32,19 0,012% 60,75 188,7%
87 ООО «СК Тюмень-Полис» Тюмень 29,89 0,011% 3,93 13,2%
88 ООО «МСК АйАйСи» Москва 29,70 0,011% 0,17 0,6%
89 АО «СК Двадцать первый век» Санкт-Петербург 24,96 0,010% 2,15 8,6%
90 АО «СК Армеец» Москва 23,94 0,009% 4,89 20,4%
91 АО «Юнити страхование» Москва 23,57 0,009% 6,58 27,9%
92 АО «СК Колымская» Хабаровск 23,42 0,009% 4,90 20,9%
93 ООО «СК Екатеринбург» Екатеринбург 21,53 0,008% 6,58 30,6%
94 ООО «СК Дело жизни» Москва 19,11 0,007% 2,84 14,9%
95 АО «Гута-Страхование» Москва 16,90 0,006% 9,79 57,9%
96 АО «Страховая компания АСКО-Центр» Курск 16,61 0,006% 11,57 69,7%
97 АО «Страховая компания Полис-Гарант» Москва 15,03 0,006% 26,24 174,6%
98 ООО «ВСК-Линия жизни» Москва 13,41 0,005% 10,65 79,4%
99 ООО «АМТ Страхование» Москва 12,91 0,005% 0,00 0,0%
100 АО «ДальЖАСО» Хабаровск 11,27 0,004% 20,43 181,3%

Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”.

В России ситуация иная. Повторюсь, рынок находится в активной фазе развития, поэтому для регулятора, на мой взгляд, крайне важно обеспечить его поступательное и эволюционное развитие. Недавно Банк России предложил концепцию объединения лицензий негосударственных пенсионных фондов и страховщиков жизни, а также дал страховщикам жизни возможность получать лицензию на управление активами. Это очень важная инициатива, она даст индустрии новые возможности и приблизит нас к западному опыту.

— Сберу в этом году исполнилось 180 лет, а страховой бизнес пока относительно молод. Много ли у вас клиентов, которые пришли к вам всерьез и надолго?

— Клиенты, которые пользуются нашими продуктами с момента основания компании и оформляют договоры страхования на долгий срок, есть почти в каждом регионе. Сегодня у «СберСтрахования жизни» более 26 млн клиентов. В 2021 году мы заключили миллионный договор НСЖ, а число оформленных в компании полисов ИСЖ приблизилось к 500 тыс. Рассчитываем на дальнейший рост.

Беседовала Мария Григорьева

Вся лента