Как пандемия повлияла на поставки российских экспортеров

Александр Коробков, генеральный директор Macroscop:

— Macroscop поставляет программное обеспечение для систем видеонаблюдения за рубеж на протяжении восьми лет. В 2020 году софт закупали в 73 государствах — по сравнению с 2019-м мы расширили географию поставок более чем на 40 государств.

Как и прежде, Macroscop активно работает со странами Бенилюкса и СНГ. Пандемия коронавируса дала нам еще одну точку роста — рынок Юго-Восточной Азии. Мы сконцентрировались на развитии этого направления в то время, когда многие партнеры в других странах были вынуждены приостановить работу из-за ограничений.

Наибольшим спросом заказчиков пользуется видеоаналитика: модули распознавания лиц и автономеров, поиск объектов на территории, подсчет уникальных посетителей, детекторы дыма и огня. При этом все больше компаний использует видеонаблюдение не только и не столько для безопасности, сколько для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов.


Сергей Березкин, президент «Рускон»:

— «Рускон» в течение последних двух лет осваивал новые направления рынка перевозок и закреплял опыт и успех на давно освоенных. Компания запустила целый ряд новых маршрутов в Европу и Азию, открыла дополнительные офисы в Европе, Сибири и на Дальнем Востоке. Объемы перевозок через порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов возросли в четыре раза, а экспортные перевозки — более чем в полтора раза.

Безусловно, бизнес мультимодальных транспортных операторов, каким является «Рускон», напрямую зависит от объемов экспортной российской продукции. Из-за пандемии обстановка стала сложнее — это связано с недостаточной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры, ростом стоимости фрахта, перегруженностью портов. Тем более что для грузоотправителей-экспортеров главными критериями выбора оператора стали скорость доставки, наличие контейнерного оборудования и тарифы. В такой ситуации государство могло бы поддержать операторов за счет дополнительных субсидий, важно и соблюдение правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.


Алексей Терещенков, коммерческий директор «Лазертаг»:

— Наша компания сейчас экспортирует в 78 стран мира, каждый год мы охватываем примерно по 20–30 новых стран. К примеру, недавно к нам поступил заказ из Французской Полинезии. Пандемия очень сильно отразилась на развлекательной деятельности, в том числе на производителях, которые разрабатывают оборудование для этой сферы, поэтому в прошлом году мы просели на 10–20%, но в этом году у нас уже 40-процентный прирост по сравнению с прошлым годом.

Среди мер поддержки для нас наиболее актуальна компенсация участия в выставках: мы участвуем в тематических мероприятиях, поэтому они не входят в список тех, расходы на которые можно софинансировать в РЭЦ. Актуальна и компенсация затрат на транспортировку, но пока наш ОКВЭД не входит в перечень тех отраслей, производители в которых могут рассчитывать на компенсации, поэтому рассчитываем на индивидуальный подход к компаниям в этом вопросе — сейчас такой поддержкой в основном пользуются экспортеры продукции первого передела, не технологических решений. Также небольшим начинающим экспортерам помогло бы покрытие издержек на специализированное ПО для участников ВЭД (к примеру, таможенных порталов).

Вся лента