Имперские амбиции

Тиары Жозефины Бонапарт на аукционе Sotheby`s

Императрица Жозефина Богарне, жена императора Франции Наполеона Бонапарта, очень хорошо понимала значение моды и ювелирных украшений в формировании образа правительницы в глазах общественности. Когда Наполеон пришел к власти, пара сделала все возможное, чтобы утвердить новое правительство с помощью нового имперского стиля, воскрешая исторические и культурные отсылки к Древнему Риму. Это сказалось на появлении тиар, украшений, моды и декоративно-прикладных искусств в стиле неоклассицизма. Две исторические тиары в стиле ампир, возможно принадлежавшие императрице Жозефине, будут выставлены на аукцион Sotheby`s Magnificent Jewels в Нью-Йорке 7 декабря.

Жозефина Бонапарт кардинально изменила взгляды на моду и красоту своего времени. После того как ее муж стал императором, у нее просто не было другого выбора — императрица должна была выглядеть королевской особой, одеваясь иначе, чем ее царственная предшественница, Мария-Антуанетта. И решение нашлось в обращении к империи Древнего Рима.

На предстоящем аукционе Sotheby`s 7 декабря будут выставлены две тиары 1808 года, которые, предполагается, когда-то принадлежали императрице Жозефине. По ним можно понять степень вовлеченности императрицы в классическое искусство при создании абсолютно новой эстетики для дома Бонапартов. Тиары — каждая как часть парюры или комплекта сочетающихся украшений — инкрустированы поделочными камнями карнелианами, на которых выгравированы классические портреты. Императрица верила, что они наделяли ее качествами, нужными при управлении новой республикой: героизмом, верностью и любовью.

До Великой французской революции королевские особы носили короны и диадемы, но не тиары. Разница между диадемой и тиарой в том, что основание у диадемы — замкнутый круг, у тиары — разомкнутый. Жозефина заимствовала эту идею с классических портретов. При этом она решила, что носить бриллианты необязательно, вместо них вполне можно установить в головной убор камеи. Таким образом она буквально произвела революцию в ювелирном искусстве и дизайне и создала вокруг себя ауру загадки. Это был ее способ показать, что наступила новая эпоха, новая мода, новый стиль. Она словно говорила людям: «Греческие боги и богини были великолепны, давайте начнем жизнь заново в их образе».

Диадема работы Жака-Амбуаза Оливераса около 1808 года, с пятью овальными камеями, изображающими Зевса, Диониса, Медузу, Пана и Гайю.

Бонапарты в этом вопросе были едины: Наполеон был решительно настроен на построение ассоциации себя с великими римскими императорами. Украшал свою корону камеями с древними портретами, заказывал медальоны со своим профилем в стиле Юлия Цезаря и носил золотые цепи с орлами, которые ассоциировались с богом Юпитером. Он даже популяризировал золотые туфли, напоминающие римские сандалии.

Император и императрица были знамениты шикарными балами и вкусом к роскоши. После Революции многие ювелирные мастерские были вынуждены закрыться, но пара помогла им воскреснуть. Всего за шесть лет Жозефина потратила 25 млн франков на ювелирные украшения и одежду, сильно превысив выделенный на них бюджет и приблизилась тем самым к печально известным тратам на увеселения Марии-Антуанетты.

Диадема из золота, с эмалью, украшенная двадцатью пятью сердоликовыми инталиями, преимущественно с мужскими и женскими классическими головами, около 1808 года.

Фото: Sotheby’s

Жозефина, которая однажды была отвергнута парижским обществом — ее считали «бескультурной», так как детство она провела на Мартинике,— быстро выучилась ювелирному искусству и антиквариату. С помощью советника Доминик-Вивана Денона она научилась различать различные поделочные камни и техники их гравировки и стала экспертом в римских богах и героях древних мифов. Жозефина часто сидела за завтраком со своими фрейлинами и показывала им камеи, которые собиралась надеть в это день.

Все эти истории делают тиары, выставленные на торги Sotheby`s, особенно ценными, как и факт того, что очень немногие из них сохранились,— мода на них прошла в середине 1800-х годов. Качество гравировки камней и то, как они установлены в тиары, показывают высочайший уровень мастерства ювелиров начала 1800-х годов. Камни сами по себе невысокой стоимости, и если расплавить тиары, то останется кусок золота стоимостью в несколько тысяч долларов. И тем не менее эстимейт этих тиар на торгах Sotheby`s Magnificent Jewels в Нью-Йорке 7 декабря составляет $273–411 тыс. и $137–273 тыс. Напомним, что жемчужное колье Марии-Антуанетты было продано за $36 млн, а всем ведь тоже был всего лишь жемчуг.

В комплекте к диадеме - гребень для волос, серьги и украшение на пояс. В центре украшения на пояс сердоликовая камея Вакха.

Фото: Sotheby’s

Единственная сложность с этими тиарами состоит в том, что официальных бумаг, подтверждающих их провенанс или связь с Жозефиной, нет. После развода с Наполеоном она переехала в усадьбу Мальмезон, но жила не по средствам и скоро оказалась кругом в долгах. Будучи однажды императрицей Франции, она ненавидела признаваться в этом и начала продавать свои драгоценности тайно или давать их детям от предыдущего брака для выставления на аукцион, в результате почти все ее украшения не имеют официальных бумаг.

На аукционе представлена парюра с тиарой с 25 камеями, серьгами, гребнем для волос и поясом и тиара с камеями, изображающими Зевса, Медузу, Дионисия, Пана и Гайю. На портрете кисти Андреа Апиани 1808 года Жозефина предстает в похожей тиаре из золота с карнелианами и эмалью. К тому же в Европе того времени было очень мало людей, которые могли себе позволить нечто подобное.

Екатерина Зиборова

Вся лента