«Самокаты» подкатили к Apple

В чем суть иска сервиса доставки к компании

В России две организации поспорили из-за похожих названий, в итоге одна из них подала иск, но к корпорации Apple. Сервис доставки продуктов «Самокат» обратился в американский суд, чтобы предотвратить удаление своего приложения из App Store. Дело в том, что у российской фирмы возник конфликт с сервисом аренды самокатов Samocat Sharing System, который решил, что его права на использование товарного знака нарушены, и обратился к IT-гиганту с просьбой исключить разработки конкурента из магазина приложений.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

В итоге доставщики еды превентивно подали иск в Калифорнийский суд, чтобы не допустить стороннего вмешательства до того, как обе компании разберутся между собой. Подробности корпоративного конфликта — в справке “Ъ FM”:

Приложение по доставке еды «Магазинчик» появилось в App Store в 2018 году, а в апреле 2019-го получило уже более узнаваемое имя «Самокат». Сейчас, по данным компании, их услугами пользуются более 3 млн человек.

Но, как рассказала РБК вторая сторона конфликта, сколковское Samocat Sharing System, сервис аренды подал заявку на регистрацию товарного знака «Самокат» раньше. И хотя долгое время аудитории двух компаний не пересекались, у инвесторов кикшеринга возникли вопросы. В итоге Samocat Sharing System обратился к Apple и попросил удалить приложение с похожим названием.

В сервисе доставки еды “Ъ FM” рассказали, что с претензиями не согласились. Они не признают нарушения товарного знака, а также уверены, что разбирательство инициировано с нарушениями бывшим представителем аренды самокатов, когда само сколковское ООО уже находится в процедуре банкротства.

В итоге доставка «Самокат» оценила свои потенциальные убытки от вмешательства Apple в $75 тыс. и превентивно подала иск, чтобы этого не допустить, особенно во время локдауна. Правда, в итоге в корпорации еще до суда заявили, что пока не собираются выступать третейским судьей и дождутся разрешения конфликта.

При этом два «Самоката», по данным РБК, все еще ведут переговоры, но к соглашению стороны пока не пришли. В сервисе доставки еды рассказали “Ъ FM”, что оппонент назвал условием разрешения конфликта выплату значительной денежной компенсации компании-предбанкроту. Впрочем, в реальности у сервиса аренды самокатов мало шансов победить в этом споре, полагает председатель московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев:

«Суды всегда смотрят, кто раньше подал заявку. Глобально у нас две вещи: похожее название и тот же вид деятельности. Роспатент абсолютно спокойно регистрирует однотипные товарные знаки, если компании занимаются разными видами деятельности, потому что регистрация идет по конкретным ОКВЭДам. Соответственно, по классификатору эти предприятия разные, и совершенно нормально, что обе компании были параллельно зарегистрированы в схожий период. У сколковского, на мой взгляд, меньше шансов, чем у действующего "Самоката" по доставке еды».

Впрочем, сервис аренды все же может найти весомые аргументы в свою пользу, считает управляющий партнер юридической компании Patentus Дмитрий Марканов. По его мнению, решением конфликта может стать покупка компании-предбанкрота крупным оппонентом:

«На своей практике скажу, что большинство товарных знаков — примерно 80% — до кучи добавляет 35-ый класс, это реализация товаров, их продвижение для третьих лиц, и эта деятельность может быть признана аналогичной той, которой занимается "Самокат" по доставке продуктов. Скорее всего, конфликт должен закончиться каким-то соглашением о сосуществовании, о разделе рынка с распределением того, чем занимается одна и другая организация. Насколько оно будет возмездное или безвозмездное, тут в первую очередь зависит от переговорной силы юристов доставки.

Компания в процедуре банкротства, она заинтересована в том, чтобы максимально сократить долги и забрать активы. Товарный знак — это актив. Нарушенный товарный знак — это тем более актив, потому что это перспектива подачи иска или заключение какого-то внесудебного соглашения с получением определенной суммы. Чтобы его захотели купить, можно стимулировать желание покупателя, к примеру, ограничивая работу его приложения в App Store, поисковую выдачу в "Яндексе", с точки зрения того, что "Самокат" доставка просто-напросто будет покупать бренд».

По данным РБК, пока иск «Самоката» к Apple не отозван. Суд назначил предварительное заседание на 25 января, а мировое соглашение стороны могут представить до 4 января.

Ульяна Миненкова

Вся лента